Главная » Режим ребенка

Соблюдение режима дня гигиена ребенка

Гигиена детского возраста – отрасль профилактической медицины, изучающая воздействие различных факторов внешней среды на организм ребёнка в процессе его жизнедеятельности, воспитания и обучения. Гигиена детского возраста разрабатывает меры, необходимые для создания таких условий, которые бы способствовали укреплению здоровья и наилучшему физическому и духовному развитию детей.
В настоящее время перед гигиеной детей возникло много новых задач, связанных с акселерацией, т.е. ускорением темпов физического развития и полового созревания детей. Акселерация проявляется во все периоды роста. На первом году жизни она проявляется в более быстром приросте показателей физического развития. По данным отечественных авторов, удвоение массы тела у детей в довоенные годы происходило на 5-6 месяце, а у современных детей – в 4-4,5 месяца. Наиболее выражена акселерация роста и развития в подростковом возрасте. У подростков 14-16 лет за последние 100 лет рост увеличился на 10-20 см. Каждые 10 лет срок наступления первой менструации сокращается в пределах 4-5 месяцев. Отмечается так же более раннее появление вторичных половых признаков. Для объяснения причин акселерации выдвинуто несколько гипотез, которые указывают как на внешние причины, действующие на каждое поколение, так и на эндогенные причины, связанные с изменением наследственности.
Гигиенические основы режима дня и обучения детей.
Рациональный, ритмичный режим дня повышает работоспособность детей, способствует ровному настроению, содействует укреплению здоровья. Важнейшими элементами режима дня ребёнка являются различные виды деятельности, отдых, сон, приёмы пищи. Ритмичная смена этих элементов в определённое время суток подготавливает организм к следующему виду деятельности или отдыху. Не соблюдение режима или нерациональный режим дня может быть причиной переутомления и иногда приводит к соматическим и нервно-психическим заболеваниям.
Режим дня ребёнка тесно связан с возрастными особенностями. На активное бодрствование в первые месяцы жизни отводится всего 5-7 часов, через каждые полтора-два часа ребёнок засыпает. Главными компонентами режима в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование. При правильном режиме дня к концу первого месяца формируется суточный ритм сна и бодрствования. На протяжении первых трёх лет жизни режим дня может меняться несколько раз. Он должен способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, формированию основных движений, становлению речевой функции. В детском саду проводится большая работа по подготовке детей к школе, поэтому режим строится в соответствии с возрастом. В режиме дня младших групп (3-4 года) предусматривается дневной сон в течении 2 часов и ночной – 10-10,5 часов. Пребывание на воздухе зимой не менее 3-4 часов, а летом весь день. В режиме дня средней группы (4-5 лет) дневной сон остаётся без изменений, но вводятся занятия по 15-20 минут. В старшей группе (5-6 лет) дневной сон сокращается до 1,5 часов и проводятся два занятия – первое 25-30 минут, второе 15-20 минут с перерывом 10 минут. Занятия приобретают характер обучения.
Особое значение имеет режим дня школьников. Важное значение для профилактики утомления имеет правильная организация урока в первом классе, когда у детей ещё нет привычки к длительному напряжению внимания. С 1980 года установлена следующая предельная нагрузка на школьников: 1-3 классы – 24 часа, 4-й – 27, 5-7 классы – 29 часов, 8-й – 30, 9-11 – 32 часа.
Режим дня включает в себя и режим питания детей в соответствии с возрастными требованиями. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приёмов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приёмам. При несоблюдении интервалов между приёмами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Здоровые дети в возрасте от 1 года до 7 лет должны есть 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. В дошкольном возрасте обед выделяют как основной по объёму и энергетической ценности приём пищи. Учащиеся в группах и школах продлённого дня должны обеспечиваться 2-3 разовым питанием. Шестилетки, посещающие группы продлённого дня должны есть в школе 3 раза.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

Здания дошкольных учреждений и школ строятся по типовым проектам на определённое число мест. Здание должно располагаться не далеко от места жительства большинства обслуживаемых детей. На одного ребёнка должно приходиться 40-50 кв.м земельного участка. При планировке и строительстве дошкольных учреждений обычно исходят из групповой изоляции как в здании, так и на участке. Предусматриваются условия для двигательной активности детей. Школьное здание размещается в глубине участка, не ближе 15 метров от красной линии. Около половины свободной от застройки площади отводят под зеленые насаждения. Предусматриваются физкультурные площадки, хозяйственный двор.
Выделяют несколько типов школ: массовые общеобразовательные школы, школы продлённого дня, школы-интернаты, вечерние сменные школы. Гигиенические требования к школьным зданиям всех типов в основном одинаковы. Они должны иметь не более трёх этажей, предусматривается разделение учащихся по возрастным группам, изоляция классов от источников шума и загрязнения воздуха. По нормативам ширина класса не должна превышать 6,3 метра, т.к. при большей величине снижается естественная освещённость. Длина классных комнат 8-8,4 метра. При большей длине напрягаются зрение и слух. Кубатура на одного школьника 3,75 куб.м. Школьные лаборатории и кабинеты для отдельных дисциплин имеют увеличенную площадь. Оптимальный тепловой режим обеспечивают с помощью водяного или панельного отопления. Рекомендуемая температура воздуха для детских комнат в яслях – 21-22 градуса, в детских садах – 18, школьных учебных классов – 16 градусов. Перепад температуры воздуха не должен превышать по горизонтали 2 градуса, по вертикали – 2,5 градуса. Относительная влажность должна быть 40-60%. Большое значение имеет ориентация здания по сторонам света. Наиболее благоприятной во всех климатических зонах является южная и юго-западная ориентация окон классных комнат. Световой коэффициент должен быть 1:5-1:6. Искусственное освещение должно быть равномерным по классу и обеспечивать не менее 150 лк.
Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела подростков. В противном случае возникают напряжения отдельных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает их утомление и может быть причиной нарушения осанки. Необходимо учитывать расстояние между спинкой парты и крышкой стола (дистанция спинки), расстояние между передним краем скамьи и задним краем крышки парты (дистанция сиденья). По действующим стандартам предусматривается изготовление мебели 5 размеров в соответствии с возрастом с буквенной системой обозначений: А – до 130 см, Б – 130-145 см, В – 145-160 см, Г – 160-170 см, Д – более 175 см.
При размещении парт в классе следят за тем, чтобы расстояние между ними и от них до стен было не менее 50-60 см. Передние парты ставят не ближе 2-2,5 метров от доски, иначе детям приходится запрокидывать голову и принимать вынужденную искривлённую позу. Чтобы предупредить у детей привычку наклонять голову в одну сторону, рекомендуется каждую четверть пересаживать учащихся с одной колонны парт на другую. При этом также меняются условия освещённости.

Режим дня ребенка

или: Суточный режим ребенка

Правильная организация дня ребенка, которая является наиболее рациональной и позволяет распределить в течение суток все виды деятельности, отдыха и питания.

Цель соблюдения режима дня — обеспечить:

  • растущий организм достаточным количеством сна, бодрствования, питания;
  • здоровое формирование органов и совершенствование их функций.

Также соблюдение режима имеет и воспитательную цель, так как с детства приучает ребенка к соблюдению дисциплины. Кроме того, режим дня облегчает жизнь молодой матери, так как при правильном его построении у нее остается время на собственный сон и отдых.
В настоящее время педиатры не настаивают на четком, “ по часам”, соблюдении режима дня — достаточно придерживаться рекомендованной частоты и длительности его пунктов.


Режим дня ребенка состоит из:

  • бодрствования;
  • сна;
  • приемов пищи;
  • прогулок на свежем воздухе;
  • активных игр (последние два пункта могут быть совмещены);
  • гигиенических процедур.
Количество и длительность всех пунктов вариабельны и зависят от возраста ребенка.
В возрасте от 0 (с рождения) до 3-х месяцев:
  • большую часть дня ребенок спит. На сон уходит около 17 часов в сутки, а у детей младше 1-го месяца и еще больше. Днем ребенок спит в среднем 5 раз по 1,5 часа;
  • кормить ребенка необходимо 6-7 раз в сутки (“ по требованию” (когда захочет ребенок) или “ по часам” (строго по расписанию)). Длительность кормления индивидуальна у каждого ребенка, как правило, от 7-ми до 20-ти минут на одно кормление. Одно кормление – ночное;
  • дважды в день (утром после пробуждения и вечером перед сном) необходимо проводить гигиенические процедуры (мыть лицо, ушки, глазки, носик утром, купать ребенка вечером);
  • один раз в день (предпочтительнее в утреннее время) можно делать ребенку массаж (15 — 20 мин);
  • прогулка на свежем воздухе должна быть не менее 1 часа в день.

В возрасте от 3-х до 6-ти месяцев:
  • бодрствование длится по 1,5-2 часа между сном и кормлениями;
  • спать ребенку необходимо около 15-ти часов в сутки, из них днем — 3-4 раза по 1,5-2 часа. Как минимум, один из дневных снов рекомендуется проводить на свежем воздухе;
  • кормить ребенка необходимо 5 раз в сутки;
  • гигиенические процедуры — дважды в день;
  • прогулка на свежем воздухе — не менее 1,5 часов в день;
  • игры с ребенком, массаж, гимнастика — чередовать и проводить во время бодрствования (массаж и гимнастику не чаще 1 раза в сутки, играть столько, сколько хочет ребенок).

В возрасте от 6-ти месяцев до 1 года:
  • длительность сна 13-15 часов, из них днем 2-3 раза по 1-1,5 часа;
  • кормить ребенка необходимо 5 раз в сутки, после введения прикорма — 4 раза;
  • гигиенические процедуры – дважды в день;
  • массаж — 1 раз в день;
  • гимнастика – 1 раз в день;
  • прогулка на свежем воздухе — не менее 2-х часов в день;
  • игры, занятия с ребенком — все время его бодрствования.

В возрасте от 1 года до 3-х лет:
  • продолжительность сна 12-14 часов, из них днем — 2-3 раза по 1-1,5 часа. Ближе к трехлетнему возрасту ребенку достаточно спать днем 1 раз;
  • период бодрствования не должен превышать 4-4,5 часов (за 1 раз) для детей до полутора — двух лет и 5-6 часов для детей трехлетнего возраста;
  • кормить ребенка необходимо 4 раза в день каждые 3 — 4 часа;
  • прогулки на свежем воздухе рекомендуется проводить дважды в день по 1,5 -2 часа;
  • гигиенические процедуры — 2 раза в день и по мере загрязнения (дети в этом возрасте активные, любознательные, часто пачкаются);
  • гимнастика — 1 раз утром;
  • массаж — по рекомендации педиатра, не обязателен;
  • активные игры, занятия с ребенком — на протяжении всего периода бодрствования.

В возрасте от о 3-х до 6-ти лет:
  • дневной сон — 1 раз в день длительностью 1,5-2 часа;
  • кормить ребенка — 4 раза в стуки (завтрак, обед, полдник, ужин);
  • прогулки на свежем воздухе — не менее 2-х в день по 2 часа;
  • развивающие занятия с ребенком — не менее 30-60 мин в день, можно разбить на несколько заходов;
  • гимнастика – один раз утром;
  • гигиенические процедуры 2 раза в день и по мере загрязнения;
  • игры — без ограничения в течение дня, кроме периода перед сном. За час до отхода ко сну активные игры необходимо прекратить, чтобы ребенок успокоился перед сном. Можно, например, почитать книгу, рассказать сказку.

В возрасте старше 6-ти лет:
  • дети, как правило, начинают посещать школу, поэтому основной режим дня строится вокруг этого;
  • cон — желателен днем 1 раз длительностью 1 час. Ночной сон — не менее 10 часов, у старших школьников допустимо уменьшение продолжительности сна до 8 часов;
  • кормление – 4 раза в сутки (возможно увеличение до 5 раз в сутки за счет прибавления второго завтрака (“ перекуса в школе”));
  • прогулки на свежем воздухе — не менее 2-х раз в сутки длительностью не менее 1,5 часов;
  • гимнастика — 1 раз утром;
  • гигиенические процедуры 2 раза в день и по мере загрязнения;
  • отдых, активные игры — не менее 1,5 часов в день.

Руководство ВОЗ для клинической практики “ Уход во время беременности, родов, послеродового периода, уход за новорожденным“, 2003 г.
“ Наш первый месяц: Пошаговые инструкции по уходу за новорожденным”, Т.Молчанова, 2009 г.
“ Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие”. Гончарова Ю.А. 2008 г.
“ Гигиена детей и подростков” Кучма В.Р. 2008 г.

Что делать при режиме дня ребенка?

Основные принципы и содержание режима дня подростков

В подростковом возрасте происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные компоненты:

- продолжительность и кратность сна;

- время пребывания на воздухе в течение дня;

- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;

- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Воздух в комнате должен быть свежим. Перед сном нужно избегать подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет не глубоким. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет не менее 9 часов.

Большое значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе.

В школе расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче.Дома лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 час. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы.При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания,рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 выполнения заданий.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка: чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следует придерживаться такого режима, при котором занятие чем-то одним не забирало все свободное время, нельзя, чтобы телевизор, компьютер занимали всё время досуга. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе(прогулки, подвижные игры, спорт). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода.

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, например, при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Режим дня подростков групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Источники: http://med-pq17q.narod.ru/indexgig6.html, http://lookmedbook.ru/disease/rezhim-dnya-rebenka, http://46cge.rospotrebnadzor.ru/info/109969/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Слова благодарности родителям детей детского сада

Вот и закончились годы далее...

Можно ли годовалому ребенку огурцы

Лето радует нас не только теплыми днями и далее...

Алая кровь в кале у ребенка

В большинстве случаев молодые родители ошибочно далее...

Вязание свитера ребенка 2 года

Детский свитер вязаный спицами. Размеры свитера: 110 далее...

Вязание беретов для детей спицами

Розовая шапочка с цветочками Шапочка для далее...

Популярные статьи

Интересно