Главная » Режим ребенка

Режима дня жизни ребенка

По поведению маленького ребенка, трудно судить, в чем именно он нуждается, что его тревожит в данный момент. О самых разных потребностях младенец сообщает одинаково — чаще всего плачем .
Младенец перестает сосать грудь и кричит. Мы были бы не правы, заключив, что он не хочет есть, напротив, есть он хочет, но молоко плохо поступает. (А быть может, у него болят ушки?)
Малыш не может уснуть, ворочается, плачет. Может создаться ложное впечатление, что ребенок не хочет спать. Но быть может, он слишком долго бодрствовал и перевозбудился?
Чаще всего плач младенца расценивается взрослыми как признак того, что он хочет есть. Но так бывает далеко не всегда.


Младенец быстро утомляется. Именно поэтому он нуждается в чередовании непродолжительных отрезков бодрствования с периодами сна, в течение которых работоспособность нервных клеток восстанавливалась бы. Нуждается младенец и в более частых кормлениях, чем ребенок постарше, — ведь его органы пищеварения приспособлены к приему и усвоению лишь небольших объемов пищи. С учетом физиологических потребностей детей в необходимой продолжительности сна и бодрствования, в количестве кормлений, величине интервалов между ними и разработаны режимы дня дли детей различных возрастных групп. В них предусмотрена также наилучшая последовательность в чередовании сна, бодрствования, кормления.
Единственный способ удовлетворить истинные потребности ребенка— приучить его к режиму дня. Если ребенок спит, ест, бодрствует в определенные часы, у него образуются условные рефлексы на время, с помощью которых организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.
Так, например, если ребенок принимает пищу всегда в одни и те же часы, то к привычному времени кормления усиливается отделение пищеварительных соков, поэтому малыш ест с аппетитом, лучше усваивает то, что съел. Сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в определенный час. Вообще режим вносит упорядоченность в жизнь ребенка и тем создает, особенно у самых маленьких, ощущение благополучия — все идет как надо.
Как строится режим? Конечно, режим не может оставаться неизменным — развитие ребенка на первом году идет бурно, поэтому режим приходится неоднократно изменять — примерно с начала каждой новой четверти года.
Введение режима дня начинается с того, что ребенка приучают есть в определенные часы. Уже в родильном доме детей кормят через известные промежутки времени, обычно через каждые 3 часа. Такого режима кормления (если врач не назначит иного) придерживаются до 2,5—3 месяцев (с шестичасовым интервалом от полуночи до 6 часов утра). Если младенец плачет до того, как пришла пора кормить его, это еще не значит, что он проголодался. Мать, спешащая при каждом незначительном беспокойстве ребенка покормить его, затрудняет образование ритма, который облегчит жизнь и малышу, и ей.
С конца первого — начала второго месяца жизни пора приучать ребенка не только есть, но и спать, и бодрствовать в определенные часы.

Из какого принципа исходить при построении режима? Понаблюдайте за поведением малыша. Когда он сыт, т.о он спокоен, настроен радостно, активен. Наигравшись, он охотно ест. Наиболее целесообразно поэтому строить режим так: после еды младенец бодрствует, затем спит, а после сна кормится.
Ошибаются те матери, которые считают, что ребенку лучше засыпать сразу после еды. Проспав некоторое время, он просыпается до наступления времени кормления и плачет (ведь ощущение сытости у него уже прошло). Бодрствование не доставляет ему никакой радости, проходит без пользы. А ведь именно в это время малыш может многое узнать и многому научиться! Ко времени кормления он устает и поэтому плохо ест, засыпает, не высосав положенной нормы. Проспав немного, просыпается оттого, что хочет есть.
Рекомендуемая последовательность не устанавливается сама собою, ребенка придется приучить к ней. Как? После кормления разверните его, освободите ручки, покажите погремушку (пусть он следит за тем, как вы ее перемещаете), ласково поговорите с малышом, привлеките к себе его взор, — в общем, постарайтесь, чтобы он не заснул после еды. Уже через несколько дней вы с удовлетворением отметите, что ваши старания не проходят даром. На протяжении второго месяца младенец бодрствует всего 30—40 минут подряд, а к 3 месяцам — уже час-полтора.
Принцип изменения режима на протяжении первого года прост: уменьшается количество «порций» дневного сна и соответственно этому число кормлений.
До 3 месяцев малыш спит днем 5 раз, до 6 месяцев — 4 раза, до 9 месяцев — 3 раза, после 9 месяцев — 2 раза. (Продолжительность каждого сна — 1,5 — 2 часа; в последней четверти года — 2—2,5 часа.)
Значит, учитывая полуночное кормление и кормление после пробуждения утром, вы получите число кормлений в сутки: 7, 6, 5 раз. К концу года, когда по согласованию с врачом будет отменено ночное кормление, ребенок будет есть 4 раза в сутки.
На основе этого принципа и составлен предлагаемый здесь примерный режим.
Естественно, начало дня будет определяться привычным укладом жизни вашей семьи. Кроме того, вы примете во внимание индивидуальные особенности ребенка. Малышам, которые быстро устают, физически ослабленным детям иногда полезно несколько удлинить сон, позднее переводить их на новый возрастной режим.
Если ребенок утомился, зевает, приходится немного отступить от режима, уложить его раньше. Малыша можно покормить минут на 15 раньше установленного времени, если он проснулся и плачет. Но если такое повторяется изо дня в день — посоветуйтесь с врачом, не изменить ли режим дня, проверьте, достаточно ли пищи получает ребенок.
Если ребенок не приучен к режиму дня. Нет такого ребенка, который не мог бы привыкнуть к режиму дня, если составлен этот режим с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Зато встречается немало мнимо сердобольных взрослых, которые кормят и укладывают детей спать хаотически, предполагая, что они считаются с «желаниями» малыша. Допустим даже, что им удается правильно истолковать — что весьма сомнительно! — потребности маленького ребенка. Но ведь и сами эти потребности нуждаются в упорядочении! Нередко ребенок бывает не приучен к режиму не вследствие такой вот «принципиальной позиции», а потому, что взрослые своевременно не располагали нужными сведениями или уже имели место какие-то чрезвычайные обстоятельства.
Но так или иначе отчетливо обнаруживающиеся неудобства, недостатки в поведении малыша вынуждают всех рано или поздно приниматься за упорядочение жизни малыша. Скажем прямо: это сложнее. Но разумеется, это возможно — если взрослые проявят последовательность и некоторую выдержку. Это, безусловно, не значит, что надо хладнокровно взирать на плачущего малыша. Есть ведь способы успокоить его, не нарушая того распорядка дня, к которому вы взялись приучать его: можно дать попить, развлечь игрушками, положить на другое место.
Для того чтобы ребенок начал привыкать спать в нужное время, выносите его для дневного сна на улицу (на веранду, балкон) — и всего за несколько дней малыш «полюбит» предлагаемый распорядок дня.
Для того чтобы режим дня выполнялся легко, важно не только чтобы он был правилен сам по себе. Особых трудностей не возникает, если и сон, и кормление, и бодрствование проходят в благоприятных условиях. Создать такие условия — это ваша важная задача.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Последние материалы

Похожие материалы

дело от которого зависит ваше будущее

Как вырастить и воспитать ребенка?

Быть родителем и хорошо воспитать сына или дочь непросто. Для этого нужны знания законов роста и развития детей, умения общаться с ними, понимать их потребности и влечения, большая и разумная любовь к ним. Самая большая личная ценность человека это его здоровье. Надо научиться беречь здоровье с самого раннего возраста. А как помочь заболевшему ребенку быстрее и легче справиться с недугом.

Сайт предназначен для родителей, главным образом молодых, не имеющих достаточного жизненного опыта. Цель этого сайта — помочь им вырастить ребенка здоровым, всесторонне развитым, приобщенным к труду. Известнейший педагог К. Д. Ушинский говорил что, «воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойною, ни счастливою».

Каждому возрасту ребенка присущи свои особенности физического развития, и данная подборка статей посвящена именно таким особенностям возрастного развития детей дошкольного возраста.
Как дети растут, как они набирают вес, какие новые навыки и умения они приобретают в том или ином возрасте? Ответы на эти и многие другие вопросы по раннему развитию детей вы найдете в данном разделе.

Подборка статей по возрастным особенностям психического развития ребенка поможет вам лучше узнать вашего малыша и не совершать распространенных ошибок воспитания.

Подборка статей по питанию детей. Приводятся примерные недельные меню для детей различного возраста, а так же раскрываются особенности питания и кормления детей определенного возраста.

Массаж ребенка является одним из важнейших факторов физического развития ребенка на первом году жизни. В статьях приводятся техники массажа грудных детей, и особенности связанные с выполнением массажа грудничкам.

Сборка статей по детским зубам. Появление первых зубов у ребенка. Уход за молочными зубами детей. Как научить ребенка пользоваться первыми зубками.

Серия статей о психологическом и духовном воспитании детей с учетом их возрастной специфики. Каждому возрасту ребенка присущи свои особенности психологического развития, соответственно им должны корректироваться и методики воспитания. Статьи по воспитанию детей дадут вам необходимую базу знаний, грамотно воспользовавшись которой вы вырастите своего ребенка таким, каким вы хотите его видеть.

Распорядок дня 3 месячного малыша

В среднем примерный диапазон показателей трехмесячного ребенка составляет:

  • Вес мальчиков 4900–7000 г, девочек 4800–6300 г.
  • Рост мальчиков 56,5–62 см, девочек 56,2–61,8 см.
  • Окружность головы мальчиков 39–45,5, девочек 38–41,2.

Особенности питания ребенка

Объем питания малыша в 3 месяца немного увеличивается (до 800–900 мл в сутки), поэтому грудничка необходимо продолжать кормить грудным молоком без введения дополнительных жидкостей. Детям на искусственном вскармливании можно в рацион добавить немного воды. Постепенно необходимо приучать ребенка к равному промежутку времени между кормлениями. В среднем временные паузы между кормлениями должны составлять 3–3,5 часа, это необходимо для нормального пищеварения. Желательно укладываться в 6–7 кормлений в день и учитывать количество приемов пищи, составляя режим дня.

Беспорядочное кормление каждые 15–20 минут при первом капризе ребенка впоследствии приводит к нарушению работы желудка и кишечника. Соблюдение длительных пауз формирует точные рефлексы питания, способствует накоплению ферментов и улучшению пищеварения. К концу третьего месяца некоторые педиатры советуют вводить прикорм, особенно детям на искусственном вскармливании.

Первым прикормом может стать яблочный сок. Для начала можно дать ребенку 2–3 капли сока, разведенного водой, и проследить за его реакцией на новинку. Главное правило введения прикорма – это маленькие дозы, которые необходимо вводить в питание в утренние часы. Это позволит проследить за реакцией грудничка на новый ингредиент в питании.

Режим сна

Сон составляет пока основу распорядка дня. В среднем грудничок в сутки спит 15–17 часов, около 10 часов в режиме дня должно отводиться на ночной сон, а 5–7 часов распределяется на дневной сон. Важно, чтобы ребенок в ночное время спал минимум 6 часов без пробуждения. Днем ребенок засыпает 3–4 раза с промежутками бодрствования в 1,5–2 часа.

Прогулки с малышом

В режим дня грудничка желательно включить две прогулки на свежем воздухе, они вполне могут совпадать со временем сна, кстати, убаюкать ребенка в коляске и на свежем воздухе намного проще. Гулять желательно при любой позволяющей погоде: в зимнее время температура воздуха на улице не должна быть ниже –10 °C, а в летний период не выше 40 °C. При плохой погоде для прогулок может подойти балкон в квартире, если он конечно есть. Время прогулок минимально должно составлять 20 минут. Для прогулок желательно выбрать парковую зону подальше от дорог.

Особенности гигиенического ухода

Ежедневное купание обязательно вводится в ежедневный распорядок дня. Купают малыша чаще в вечерние часы, при температуре воды 30–37 °C. в конце купания желательно обливать ребенка более прохладной водой со снижением температуры на 1–2 °C. В воду для купания можно добавлять отвары различных трав – ромашки, череды. Также обязательно ежедневно выполнять умывание лица ребенка ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Очищать глаза ватным диском от наружного угла к внутреннему. По необходимости очищать носик и уши малыша.

Рекомендуем статьи по теме:

Игры и общение с ребенком

В часы бодрствования в распорядке дня с ребенком необходимо как можно больше общаться, пытаясь вызывать у него двигательные реакции, смех и гуление. Необходимо правильно подобрать игрушки, удобные для захвата, из различных материалов и разных по структуре. Ребенок познает мир, поэтому, чем больше он видит и ощущает, тем быстрее адаптируется и развивается. Малыш довольно хорошо различает звуки, поэтому можно приобретать музыкальные игрушки с приятным нерезким звуком. Ребенок уверенно лежит на животе его уже можно ненадолго укладывать в манеж с игрушками или на развивающий коврик.

Массаж и гимнастика

Ежедневное выполнение массажа и гимнастики для малыша необходимы для правильного развития двигательных навыков, снятия повышенного тонуса, особенно в ногах. Поэтому составляя режим дня ребенка, желательно учитывать эту процедуру.

Любая мама без труда может выполнять комплекс массажа в домашних условиях. Для обучения можно сходить на несколько сеансов в поликлинику, а потом повторять упражнения дома. Массаж и гимнастику лучше использовать в утренние часы, продолжительность процедуры должна быть около 15–20 минут.

В 3 месяца в приемы массажа можно добавлять легкое растирание, что нельзя делать до трехмесячного возраста во избежание повышения тонуса мышц. Обязательно использовать как можно больше пассивных движений, для формирования двигательного навыка. Для рук хорошо подходят такие движения, как скрещивание рук на груди и «бокс». Для ног используют скользящие шаги, а также одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног. Если ребенок не пытается самостоятельно поворачивается на живот, то можно во время гимнастики обучить его этому трюку.

Индивидуальные особенности распорядка дня

Для составления грамотного распорядка дня необходимо учесть биоритмы ребенка, часы ночного и дневного сна. Подстраиваясь под ребенка, необходимо укладывать его спать и кормить в одни и те же часы, чтобы режим для ребенка был привычным. Составленная таблица или схема режима дня поможет не уклоняться от определенного времени. При составлении индивидуальной таблицы необходимо отвести время на сон, кормление, общение, игры, прогулки, массаж и гигиенические процедуры. У малышей в распорядке дня легко можно объединять время прогулки с дневным сном или со временем общения.

Примерный распорядок дня должен выглядеть следующим образом:

  • 6:00 – пробуждение и кормление.
  • 6:30–7:30 – время бодрствования. Можно выполнить утреннее умывание малыша, провести воздушные ванны.
  • 7:30 – 9:00 – время сна.
  • 9:00 – второе кормление.
  • 9:30 – 11:00 – прогулка на свежем воздухе, массаж и гимнастика.
  • 11:00 – 12:30 – дневной сон, возможно совмещение его с прогулкой.
  • 12:30 – третье кормление.
  • 13:00 – 16:30 – время бодрствования. Время активного общения и игр.
  • 16:30 – четвертое кормление.
  • 17:00 – 18:30 – сон.
  • 18:30 – 19:30 – время прогулки.
  • 19:30 – пятое кормление.
  • 20:00 – 20:30 – купание.
  • 20:30 – 22:00 – бодрствование.
  • 22:00 – шестое кормление.
  • 22:30 – 6:00 – ночной сон.

Каждый ребенок имеет свои особенности, но соблюдение постоянного распорядка дня способствует здоровому росту малыша.

Источники: http://vseodetishkax.ru/mladenecz-rebenok-do-1-goda/80-uxod-i-vospitanie-mladencza/351-rezhim-dnya-osnova-zhizni-rebenka, http://vyrastai.ru/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25B9%2B%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%2B%25D0%25B6%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B8%2B%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0/article-29.html, http://kidpuz.ru/rezhim/rasporyadok-dnya-3-mesyachnogo-malysha

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Новорожденный срыгивает творожной массой

Полноценное питание – залог гармоничного роста и развития далее...

Группа крови у ребенка от родителей таблица

Если заранее узнать далее...

Игры для мальчиков маленькая машинка 5

Современный ритм жизни так редко позволяет нам насладиться положительными далее...

Кашель у годовалого ребенка без температуры

Когда ребенок покашливает, то далее...

Правила безопасности жд детей

Главная » Правила безопасности при нахождении на железнодорожных далее...

Популярные статьи

Интересно