Главная » Режим ребенка

Режим основа жизни ребенка раннего возраста

Режим детей раннего возраста

Начиная с первых дней жизни наряду с хорошим гигиеническим уходом ребенку необходим правильный режим дня. Под режимом понимается определенный распорядок дня, при котором правильно чередуются во времени основные физиологические потребности организма ребенка: сон, бодрствование,

Питание, прогулки, гигиенические и закаливающие мероприятия.

Строгое соблюдение правильного распорядка дня способствует формированию определенного ритма жизни, который обеспечивает нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка как в домашних условиях, так и в детском коллективе. Режим дня составляется в соответствии с научно обоснованными нормативами времени питания, длительности сна и бодрствования в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

Если сон, бодрствование и кормление проводятся всегда в одно и то же время и в определенной последовательности, у детей вырабатывается рефлекс на время, формируется так называемый динамический стереотип поведения, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит и активное поведение во время бодрствования.

Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование пустышкой). Если малыш живет по соответствующему режиму с первых месяцев, то в дальнейшем он легко привыкает к определенному распорядку дня. Это приучает его к организованности, облегчает жизнь и ему, и родителям.

Резкое изменение суточного режима жизни может пагубно отразиться на состоянии здоровья ребенка, и прежде всего на функции центральной нервной системы: он становится капризным, плаксивым и раздражительным. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием и переутомлением.


Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка , Ф.М.Китикарь

Критерием перевода на новый режим могут служить следующие основные показатели: очень медленное засыпание; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования. Только сумма указанных показателей при условии хорошего психического и физического развития ребенка может послужить поводом для постепенного перевода на следующий возрастной режим. При этом вначале сокращается длительность периодов.

Одной из важных физиологических потребностей организма является сон. Чем меньше возраст детей, тем больше они должны спать. В дальнейшем их потребность в продолжительности сна уменьшается. Правильное чередование сна и бодрствования необходимо организовать уже с первого месяца жизни, так как это — основа гигиенического режима ребенка. Правильно организованный дневной сон на открытом воздухе является также закаливающим средством.

Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или, наоборот, холодно. В каждом конкретном случае нужно устранить причину, приведшую к его беспокойству и плачу. Ребенок не должен спать в одной постели с родителями или другими членами.

Рекомендуется выносить ребенка зимой на воздух даже в тех случаях, если у него небольшой насморк. Однако для облегчения дыхания ему необходимо смазать носовые ходы вазелином при помощи ватного тампона. Некоторые родители завешивают коляску шторками или закрывают ребенку лицо. Это затрудняет доступ свежего воздуха. Неправильно поступают родители, которые используют коляску для сна ребенка в дневное и ночное время в комнате. Для этой.

Развитие детей раннего возраста, их эмоциональное состояние и активность в большой степени зависят от того, насколько правильно будет организовано их бодрствование. Для этого прежде всего учитывают развитие двигательных умений ребенка. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей активность детям предоставляют во время бодрствования в виде самостоятельной свободы движений, а также при помощи специально подобранных комплексов.

В первые месяцы жизни эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от того, насколько удовлетворены его потребности во сне и питании. Поэтому режим детей в возрасте до года строится так, чтобы они бодрствовали непосредственно после кормления и спали после того, как хорошо поиграют. Обычно после спокойного сна ребенок хорошо ест, после чего длительно бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления. В часы.

Ребенка необходимо приучать к свежему воздуху с первых дней жизни. Тем самым его организм быстрее приспособится к холоду и теплу. Недостаточное воздействие свежего воздуха и солнечного света может служить причиной ряда заболеваний. Свежий воздух повышает аппетит, улучшает обмен веществ, функции дыхания, кровообращения. Детей, родившихся летом, следует уже на 6—7-й день жизни выносить на прогулку или оставлять спать в комнате при открытом.

Во время прогулок чередуют спокойные игры с подвижными. Летом особенно увлекательны и полезны игры с водой. Для этого можно использовать простой широкий таз или корыто с водой, предварительно подогретой на солнце. В воду опускают пластмассовые, резиновые или деревянные игрушки, которые малыш вылавливает небольшим сачком, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В зимнее время также желательны прогулки на площадке.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт обязательна!

Распорядок дня ребенка 1–3 года: каким должен быть правильный режим дня детей раннего возраста

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать подготовку к детскому саду. а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка . подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?
  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.
Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?
  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет

Режим дня у малыша 1-1,5 лет
Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.

Режим дня у малыша 1,5-2 лет
Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.

Режим дня у малыша 2-3 лет
Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

Советы родителям: как приучить к правильному режиму дня ребенка раннего возраста

В первую очередь, следует понимать, что жестких норм по организации режима дня не существует: оптимальным режим будет тот, который совпадает с потребностями малыша . Итак, что советуют специалисты – как же приучить кроху к режиму дня?

  • Переводите ребенка на новый режим постепенно. с учетом его состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Понять, не слишком ли вы торопитесь, вы сможете по настроению малыша.
  • Следите, чтобы каждое важное мероприятие происходило каждый день в одно время. По вечернему купанию, завтраку/ужину, ночному сну малыш должен определять время суток.
  • Укладывая кроху на ночь спать, не допускайте баловства и капризов – будьте спокойны, но настойчивы. Если малыш плохо спит ночью -успокаивайте его, сидите рядом с ним, но лучше не забирайте в родительскую кровать и не разрешайте игры.
  • Отучайте малыша есть по ночам. Он уже в том возрасте, когда может обойтись без ночных кормлений. Тем более что маме нужен по ночам полноценный отдых.
  • На период установления режима старайтесь не приглашать гостей и четко следить за тем, чтобы малыш просыпался вовремя (не пересыпал).
  • Недостаток кальция в детском организме может выразиться плаксивостью и капризностью – убедитесь, что малыш получает полноценное питание, и в рационе ребенка хватает продуктов. содержащих данный микроэлемент.
  • Постепенно увеличивайте время прогулок и вводите ежедневные купания. Помните, что чем более насыщенной является жизнь малыша (естественно, в строго определенное для этого время), тем быстрее он засыпает вечером.
  • Ну и, конечно, не забывайте об обстановке в семье. Конфликты, ссоры, ругань и крики на малыша не способствуют ни психологическому комфорту ребенка, ни установлению режима.

Режим жизни ребенка

Детский врач должен уметь правильно и своевременно использовать факторы внешней среды, уметь правильно организовать режим жизни ребенка. В жизни детей особенно большое значение имеет правильное чередование сна и бодрствования, учебных или других занятий и отдыха, физических нагрузок и покоя. Сон детей всех возрастов должен быть охраняем от любых нарушений, а часы бодрствования надо заполнять определенным содержанием, обеспечивающим ребенку возможность правильного и своевременного физического и умственного развития; конечно, характер и содержание бодрствования различны в зависимости от возраста ребенка. Выше мы указывали, что месячный ребенок должен спать 20 часов в сутки, к концу первого года жизни ребенок спит около 16 часов в сутки, в возрасте 3—4 лет длительность суточного сна сокращается приблизительно до 14 часов, а в дошкольном возрасте — до 12 часов; дети младшего школьного возраста должны спать не менее 10 часов, а старшие школьники — не менее 8—9 часов в сутки. Дети первых трех месяцев должны спать днем 4 раза по 2 часа и иметь кратковременные периоды бодрствования; в возрасте от 3 до 9 месяцев — 3 раза, а длительность бодрствования у них удлиняется; Дети от 9 месяцев до 1,5 лет спят днем только 2 раза, а от 1,5 до 3 лет всего 1 раз. Дневной сон, продолжительностью около двух часов, надо считать обязательным для детей и дошкольного возраста; дети школьного возраста в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и от расписания школьных занятий должны иметь дневной сон или покойный отдых длительностью около 1—1,5 часов.


Рис. 123. Схема режима дня детей от рождения до 3 лет.

В школьном возрасте надо обращать особенное внимание на правильное чередование учебных занятий и отдыха и на обязательное пребывание ребенка вне помещения на свежем воздухе не менее 2—3 часов в день.
На режим жизни ребенка надо обращать большое внимание и в условиях индивидуального воспитания ребенка в семье, и особенно в детских учреждениях. В детских учреждениях надо обеспечить охранительный режиме точной фиксацией времени, когда дети спят, отдыхают, принимают пищу, самостоятельно читают, рисуют или проводят учебные занятия, а в промежутках между ними должны быть организованы игры, прогулки, спортивные занятия и т. д. обеспечивающие ребенку бодрое, веселое и жизнерадостное настроение.
Большое внимание надо обращать на режим больничных и санаторных учреждений. Пребывание в больнице неизбежно связано с целым рядом моментов, отрицательно действующих на ребенка, — сама болезнь, различные неприятные лечебные процедуры и врачебные назначения, вынужденный отрыв от семьи, товарищей и обычного уклада жизни, большое количество незнакомых, новых лиц, плач и страдания других больных детей, соседей по палате, и т. д. Эти моменты неизбежно травмируют ребенка, отрицательно сказываются на его нервной системе.
Задача больничного учреждения — обеспечить такие условия, которые, если и не устраняют полностью, то максимально ослабляют отрицательное влияние всех указанных моментов пребывания в больнице. Прежде всего надо обеспечить ласковое, любовное отношение к ребенку, подлинное внимание к его просьбам и желаниям, покойный удлиненный ночной сон и спокойный отдых в течение дневного так называемого «тихого часа»; надо максимально ограничивать все назначения, которые причиняют боль или вызывают у ребенка неприятные ощущения, конечно, без ущерба для эффекта лечения. Надо обращать большое внимание на вкусовые качества лечебного питания, красивое оформление блюд, красивую сервировку стола, так как эти моменты несколько снижают отрицательное влияние нередко пониженного или капризного аппетита у больного ребенка. В часы бодрствования маленькому ребенку надо дать игрушку, старшему ребенку — книгу, картинки или какую-либо игру; с выздоравливающими детьми надо организовать утреннюю физкультурную зарядку (рис. 124 и 125), спокойные игры, прогулки, со школьниками — учебные занятия и т. д. Это обеспечивает хорошее, спокойное настроение ребенка, что является громадным положительным фактором в лечении каждого больного.

Рис. 124. Утренняя лечебная гимнастика с выздоравливающими больными
постельного режима.
Рис. 125. Утренняя физкультурная зарядка с больными детьми общего режима.

Наконец, надо обращать внимание на обстановку помещений больницы, начиная от приемного покоя и кончая детской палатой; в них должно быть светло и уютно, они не должны иметь казенного, монотонного больничного вида.
Совокупность всех этих моментов называют охранительным больничным режимом; правильно организовать его и должен уметь детский врач.
Рациональное вскармливание, широкое использование воздуха, света и воды, гигиенические условия обслуживания, применение физкультуры, начиная с самого раннего возраста, и правильное воспитание ребенка с первых дней его жизни обеспечивают его нормальное физическое, психическое и моторное развитие и позволяют окончательно изжить проявления так называемого госпитализма.
Под госпитализмом понимают совокупность отрицательных условий ухода, воспитания и вскармливания, ведущих к нарушению физического и нервно-психического развития ребенка, снижающих его устойчивость к воздействиям факторов окружающей среды, в частности к инфекциям.
Госпитализм может иметь место у детей раннего возраста в плохих домах грудного ребенка, круглосуточных яслях и других учреждениях, в которых дети долгое время или постоянно остаются без матерей. Развивается госпитализм и у больных детей, долгое время находящихся в больнице, если, обеспечив детям правильное лечение и питание, в ней забывают о необходимости обеспечить детям недостающую им ласку и любовь семьи, правильный режим и правильные условия воспитания.
До Великой Октябрьской социалистической революции было распространено мнение, что госпитализм, и физический, и особенно психический, неизбежен у детей, особенно первых лет, длительно остающихся в детских учреждениях. Этот взгляд грубо ошибочен и категорически должен быть отвергнут. Многолетняя работа советских профилактических и лечебных детских учреждений показывает, что при правильной постановке дела находящиеся в них дети развиваются отнюдь не хуже, чем дети в семье в условиях правильного индивидуального воспитания.

Детские болезни

Источники: http://www.kelechek.ru/uhod_za_rebenkom/rezhim_detey_rannego_vozrasta/, http://www.colady.ru/rasporyadok-dnya-rebenka-1-3-goda-kakim-dolzhen-byt-pravilnyj-rezhim-dnya-detej-rannego-vozrasta.html, http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/rezhim-zhizni-rebenka.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Приемы организации детей на утреннюю гимнастику

7.00- 8.15- прием далее...

Какие свечи ребенку температуры

Когда у ребенка повышается температура тела, далее...

Можно ли грудном вскармливании кушать

В период грудного вскармливания кормящая мама вдвойне отвечает далее...

Почему 10 месячный ребенок срыгивает

Здравствуйте. Моему сыну год. В 10 месяцев у далее...

Провести диагностику ребенка доу

Татьяна Масензова Советы воспитателю далее...

Популярные статьи

Интересно