Главная » Ребенку 2 месяца

Возможности ребенка 2 месяца

Особенности общего развития двухмесячного ребенка

На втором месяце жизни малыш уже существенно отличается от новорожденного крохи, а все благодаря тому, что к этому возрасту он практически полностью адаптируется к новым условиям жизни. Родители также с радостью отмечают, что малыш все больше и больше начинает напоминать смышленого человечка.

Физическое развитие

В 2 месяца карапуз демонстрирует хорошую прибавку в росте (3 сантиметра) и в весе (800-1000 граммов). В сгибательных мышцах конечностей нормализуется тонус, поэтому они становятся более расслабленными. В то же время усиливается тонус мышц-разгибателей, что способствует развитию новых двигательных навыков. К двухмесячному возрасту у большинства малышей разжимаются кулачки, поэтому детки имеют возможность ощущать ладонями окружающие предметы.

Нормализация тонуса мышц также позволяет малышу совершать свободные хаотичные движения ручками и ножками. Для двухмесячного возраста характерно развитие зрительно-направленного доставания, поэтому малыш пытается достать до игрушки, подвешенной на уровне его глаз. К слову, развитие зрения двухмесячного ребенка позволяет ему увидеть предмет, находящийся на расстоянии двух-трех метров (в месячном возрасте малыш еще не умел этого делать).

В 2 месяца ребенок, если его положить на животик, будет вытягивать шейку и стараться приподнять голову, а также удержать ее на несколько секунд. Также в положении лежа малыш будет пытаться приподнимать грудь. Педиатры советуют как можно чаще выкладывать младенца на животик — это способствует укреплению его мышц шеи и спины. Даже если двухмесячный кроха умеет сам держать голову в вертикальном положении, взрослый все равно должен поддерживать ее, поскольку движения малыша все еще остаются неконтролируемыми.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему довольно быстро перевернуться на спину из положения лежа на боку. Именно по этой причине молодым родителям не стоит терять бдительность и оставлять малыша на пеленальном столике (кровати, диване) без присмотра.

Что касается рефлексов, то на втором месяце жизни сохраняются:

  1. Хватательный рефлекс: благодаря этому рефлексу кроха хватает не только руку взрослого, но и окружающие предметы небольшого размера. К примеру, если вложить какой-либо предмет в ладошку крохи, то он крепко сожмет его.
  2. Рефлекс сосательный. Малыш в 2 месяца нуждается в удовлетворении этого рефлекса, поэтому он сосет не только грудь или соску бутылочки, но и пустышку, собственный или мамин палец.
  3. Плавательный рефлекс: малыш может немного проплыть под водой с задержкой дыхания, поэтому в 2 месяца можно приобщать малыша к плаванию.

Развитие слуха малыша позволяет ему улавливать громкие звуки и поворачивать голову к их источнику.

Психоэмоциональное развитие

В 2 месяца начинается процесс развития мелкой моторики рук. Кроха начинает проявлять интерес к сгибающимся и разгибающимся пальчикам.

Мимика карапуза второго месяца жизни также заметно совершенствуется. С помощью сияющей улыбки ребеночек может сообщить о том, что ему нравится. Посредством мимики малыш также проявляет негативную реакцию на то, что ему не нравится.

В 2 месяца единственным близким человеком для малыша остается его мама, хотя малыш начинает позитивно реагировать и на других членов своей семьи. Двухмесячный малыш живо реагирует на мимику мамы, ее интонацию и настроение, поэтому даже в столь раннем возрасте с крохой рекомендуется активно общаться — комментировать свои действия, петь песенки, рассказывать потешки и т. д.

Несмотря на то что плач ребенка остается единственным способом общения, в 2 месяца кроха начинает гулить и издавать гласные звуки. Это можно считать предпосылкой для развития речи.

В двухмесячном возрасте карапуз начинает приспосабливаться к режиму дня, так как он привыкает к рутинной череде повседневных действий. К примеру, в таком возрасте детки перестают путать день и ночь, что важно для установления четкого распорядка дня. Что касается сна, то его продолжительность сокращается на 1-2 часа, а период бодрствования увеличивается.

Уход и питание

Кожа двухмесячного малыша все еще остается чувствительной, поэтому родителям не следует забывать о регулярной смене одноразовых подгузников. Также малышу следует хотя бы несколько раз в день устраивать воздушные ванны. Что касается купаний, то купать малыша можно два-четыре раза в неделю. Для купания пока не рекомендуется использовать гели (пенки) и мыло, так как они могут быть агрессивными для нежной кожи младенца.

У некоторых детей на втором месяце жизни могут сохраняться белые прыщики — милиа. Намеренно лечить такие высыпания нельзя. Достаточно обеспечить малыша качественным щадящим уходом за кожей. Также на коже головы малыша могут образовываться плотные корочки желтоватого цвета. Если они не причиняют дискомфорта ребенку, то обрабатывать их чем-либо не стоит. Корочки пройдут самостоятельно.

В 2 месяца ноготки ребенка начинают активно расти, поэтому нельзя забывать об их регулярном подстригании.

Младенец второго месяца жизни не имеет пока четкого графика питания, поэтому кормить грудью его следует по требованию. Что касается искусственного вскармливания, то оно осуществляется раз в 3 часа (ночью с шестичасовым интервалом). Дозировку адаптированной молочной смеси следует обсудить с педиатром.

Чтобы обеспечить крохе гармоничное развитие, родители уже с первых месяцев жизни должны уделять внимание развивающим играм. В 2 месяца у ребенка должны быть свои игрушки, соответствующие возрасту:

  1. Яркие многоцветные погремушки.
  2. Мобиле.
  3. Шарики из разных материалов.
  4. Колокольчики.
  5. Развивающий коврик.

Как развивать ребенка в 2 месяца?

Малыша в 2 месяца можно укладывать на животик и класть перед ним яркую игрушку, которая наверняка заинтересует кроху. Такую игрушку можно медленно передвигать перед ребенком, давая возможность ему сфокусировать взгляд на интересном предмете.

В ручку ребенка можно вкладывать шарики, изготовленные из разных материалов. Такой прием позволяет развить сенсорику крохи.

Уже в 2 месяца карапузу можно показывать яркие крупные картинки в книгах и даже читать ему простые стихотворения.

Игра с колокольчиками способствует развитию слуха малыша. Играть в нее просто – достаточно взять колокольчик и, звоня в него, перемещаться вокруг малыша.

Для способствования развитию мелкой моторики рук ладошки крохи следует ежедневно массажировать: надавливать на них большим пальцем, растирать, гладить пальчики и т. д.

Всем детям первого года жизни рекомендованы ежемесячные профилактические осмотры у педиатра. Игнорировать их не стоит, поскольку отслеживание темпов развития ребенка за каждый месяц позволяет специалисту вовремя обнаружить какие-либо отклонения у малыша и вовремя приступить к их лечению.

Речевое развитие в первый год жизни

Физические упражнения для детей этого возраста должны быть динамичными и охватывать, по возможности, большое число мышечных групп. Нагрузка должна распределяться равномерно на все мышцы рук, ног и туловища, упражнения следует выполнять из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.

Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Слыша речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.

Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка.

Далее подробней остановимся на этапах речевого развития в первый год жизни ребенка.

Возраст ребенка от 0 до 1 месяца

Новорожденный большую часть времени спит. В этот период сон и бодрствование мало чем отличаются друг от друга.

Уже в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света. А к концу первого месяца — выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в это же время у новорожденного возникает первая улыбка.

Когда ребенок чем-то озабочен, он издает рефлекторный крик или рефлекторные звуки. Его плач не дифференцирован: малыш одинаково реагирует плачем и на голод и на шум. Малыш вздрагивает, если сильно хлопнет дверь.

Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев

Появление первых положительных эмоций — от первой улыбки до «комплекса оживления»: малыш останавливает взгляд на лице мамы, улыбается ей, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Уже в 2–3 месяца малыш спокойно бодрствует, он прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, к мелодичным звукам он прислушивается, голоса людей слушает с большим вниманием, радуется им. Сам начинает «разговаривать» в те моменты, когда спокоен, чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, кхы. Затем они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что малыш вступил в так называемую стадию гуления.

Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев

К четвертому месяцу ребенок быстро и безошибочно находит взглядом лицо говорящего человека. Он сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания. На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, звукосочетаний, слогов. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок, выговаривая отдельные звуковые сочетания, начинает повторять их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка. Это значит, что малыш вступил в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет.

Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев

«Расцвет» лепета. Готовность к совместной игровой деятельности. Малыш слушает взрослого и подражает ему, понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. У ребенка развивается речевой слух, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.

С ростом возможностей ребенка — с формированием у него восприятия предметов, движений, действий — растет и необходимость в более четком управлении его поведением. Конечно, что-то можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами — подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Однако без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. В этот период развития ребенку необходимо передавать смысл слов.

Возраст ребенка от 9 до 12 месяцев

Слово для ребенка наконец приобретает смысл. К концу первого года жизни малыш владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-кс), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).

Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так, слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к подушке, т. е. ко всему теплому и мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у ребенка от рождения до года

Игра « Дразнилки » тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.

Игра « Телефон » стимулирует активную речь и звукоподражание с разной интонацией.

С помощью игры « Первые песенки » можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры « Первые слова » учить его первым лепетным словам.

Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры « Прятки ». « Что там? ».

Игра « Где мой носик? » привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра « Моя семья » учит малыша узнавать членов семьи на фото.

Автор:
Смирнова Юлия Владимировна
Дефектолог-логопед

Возможности ультразвуковой диагностики патологий тазобедренных суставов у детей в первые 6 месяцев жизни

С.В. Назаренко.
МБУЗ ЦРБ Аксайского района, Ростовская область.

Введение

Анатомически правильное строение тазобедренного сустава у детей первых дней жизни позволяет в дальнейшем ребенку удерживать туловище в вертикальном положении, ограничивать разгибание в тазобедренном суставе, обеспечивая правильную походку, возможность справляться с физическими нагрузками [1]. Тазобедренный сустав - это чашеобразный сустав (разновидность шаровидного), образован суставной поверхностью головки бедренной кости, которая покрыта гиалиновым хрящом на всем протяжении (кроме ямки) и вертлужной впадиной тазовой кости, покрытой хрящом только в области полулунной поверхности, а на остальном протяжении выполнена жировой клетчаткой и покрыта синовиальной мембраной [2].

Врожденная дисплазия тазобедренных суставов проявляется повышенной подвижностью, слабостью связочного аппарата, несформировавшейся вертлужной впадиной тазовой кости (плоская), в результате чего головка бедренной кости не занимает правильное положение в вертлужной впадине. Дисплазия проявляется к концу первого года жизни, когда ребенок начинает ходить (движения асимметричны и затруднены). Вывих тазобедренного сустава резко ограничивает движения и приводит к развитию калечащей походки, нарушению осанки с последующим искривлением позвоночника.

Проведение своевременного ультразвукового исследования (УЗИ) тазобедренных суставов у детей первых 3 мес жизни позволяет визуализировать структуры сустава, которые еще не подверглись оссификации. У детей в возрасте от 3 до 6 мес УЗИ дает возможность определения сроков оссификации без лучевой нагрузки, выявить дисплазию, определить правильную тактику лечения, провести курс терапии и наблюдать за развитием суставов в динамике.

Материалы и методы

УЗИ тазобедренных суставов было проведено 395 детям в возрасте до 6 мес по методу Г. Рейнгарда [3] с одновременной оценкой развития костно-хрящевого соотношения сустава, определением сонографических типов тазобедренных суставов.

Результаты

В ходе обследования тазобедренных суставов у 395 детей были выявлены следующие типы тазобедренных суставов.

По результатам УЗИ у 286 (72,41%) детей диагностированы типы 1а и 1б тазобедренных суставов (по Г. Рейнгарду). Клинически и сонографически типы 1а и 1б соответствуют возрасту ребенка - это здоровые суставы. Костная часть вертлужной впадины хорошо определяется, костный эркер слегка сглажен или прямоугольный, хрящевая часть крыши охватывает головку бедренной кости, костно-хрящевое соотношение больше или равно 2/3. Угол α больше или равен 60 . Угол β меньше 55 - тип 1а (рис. 1); угол β больше 55 - тип 1б.

Все 106 детей, с выявленной патологией, были направлены на консультацию к врачу-ортопеду. После курса физиотерапии, широкого пеленания, при необходимости, на контрольном УЗИ (50 детей), были выявлены следующие изменения:

  1. Из 8 детей с простой двусторонней дисплазией тазобедренных суставов, без пространственных нарушений, с задержкой сроков оссификации, у 2 изменений не наблюдалось, а у 6 детей сроки оссификации соответствовали возрасту.
  2. Из 25 детей с тазобедренными суставами типа 2а после проведенного курса лечения у 10 установлен тип 1а, у 7 - тип 1б, у 3 - тип 2б, у 5 детей имела место простая двусторонняя дисплазия тазобедренных суставов, без пространственных нарушений, с задержкой сроков оссификации.
  3. Из 17 детей с тазобедренными суставами типа 2б после проведенного курсалечения у 5 установлен тип 1а, у 7 - тип 1б, у 1 - тип 2б, у 4 детей сохранялась простая двусторонняя дисплазия тазобедренных суставов, без пространственных нарушений, с задержкой сроков оссификации.

В результате 35 (70%) детей со своевременно диагностированной патологией после проведенной терапии имеют здоровые суставы 1-го типа, 15 (30%) детей, с сохранившейся патологией были направлены на повторный курс терапии.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает необходимость УЗИ тазобедренных суставов детям в возрасте до 6 мес в амбулаторных условиях, позволяющего избежать неоправданной лучевой нагрузки. Использование полученной информации дает возможность своевременного проведения корректирующей терапии для всех типов тазобедренных суставов в раннем периоде с последующим правильным их формированием.

Литература
  1. МакНелли Ю. Ультразвуковые исследования костномышечной системы: Практическое руководство. Издательский дом Видар-М, 2007. 400 с.
  2. Синельников Р.Д. Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека.Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. В 4-х томах. Т. 1. М. Медицина, 1996. 344 с.
  3. Рейнгард Г. Сонография тазобедренных суставов новорожденных. Диагностические и терапевтические аспекты: Руководство. 5-е издание // Сонографические типы тазобедренных суставов / Изд-во Том. ун-та, 2005. 196 с.

Публикации по теме: УЗИ в педиатрии (для врачей)

Источники: http://kidpuz.ru/razvitie/po-mesyacam/dvuxmesyachnogo-malysha, http://dar-baby.ru/content/article/1391, http://www.medison.ru/si/art361.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сыпь лице 3 месячного ребенка

В первые месяцы жизни кожа у малышей далее...

Насморк у ребенка 1 5 месяца

Сегодня была у далее...

Дни недели детей детского сада

Объясните ребенку, что далее...

Почему новорожденных шелушиться кожа головы

Новоиспеченные мамочки не могут нарадоваться своим новорожденным чадом и, далее...

Груднички 6 месяцев фото

Материнство – прекрасное и, далее...

Популярные статьи

Интересно