Главная » Развитие ребенка

Задержка психоречевого развития ребенка 4 года

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Термин задержка речевого развития у детей широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.

Чаще всего такой диагноз ставится, когда время уже упущено, поэтому родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка уже с самого раннего возраста.

Задержка речевого развития у детей формируется, если:

  • С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости
  • Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной развития задержки речевого развития у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни
  • У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других

О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

  • Младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного м-м-м
  • 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем
  • В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.
  • 1,5–2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: открой рот , возьми ложку
  • 2-3 года – период произнесения отдельных слов и целых фраз
  • к 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно

Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у детей – это детский психолог.

Для того чтобы предотвратить появление задержки речевого развития у детей, с малышом нужно постоянно разговаривать. Комментируйте каждое свое действие, объясняйте происходящие вокруг события.

Определить ЗРР у детей можно лишь в то время, когда ребенок уже должен разговаривать, то есть к 3-4 годам. Время к тому моменту уже упущено, потому пускать решение проблемы на самотек преступно. Если у ребенка есть показания, которые способствуют развитию задержки речи, усиленно заниматься с ребенком следует на самых ранних периодах.

Сам диагноз ЗРР в психиатрии ставится на основе выводов невропатолога, психолога и логопеда, однако, задержка психо-речевого развития – это лишь запись в карточке, а что же происходит с ребенком на самом деле?

Лечение задержки речевого развития следует начать с изучения причины ее возникновения.

Лечение ЗРР у детей проводится опытным специалистом — детским психологом или психоаналитиком.

Если задержка речевого развития у детей стала следствием психологических проблем (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре), то лучшим методом лечения ЗРР будет дополнительная стимуляция речи.

Работа с психоаналитиком должна побудить ребенка к общению через речь. Подобные занятия особенно важны с аутичными детьми, страдающими задержкой психо речевого развития. Их внутренний мир очень сложно постичь даже подготовленным людям.

Лечение ЗРР – сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении некоторых условий, главным из которых является заинтересованность родителей.
Если вовремя не приняться за лечение ЗРР у детей, это может привести к выраженному отставанию развития ребенка, в таком случае ребенок будет вынужден отправиться для обучения в спецшколу.

ЗПР – одна из самых известных аббревиатур в современном мире. Особенно часто ей пользуются люди, у которых есть дети. В последнее время она всё чаще появляется в детских медицинских картах.

ЗПР – это замедление процесса психического развития у ребёнка, которое проявляется чаще всего у младших школьников в самом начале обучения. Ярким проявлением ЗПР у детей является недостаток знаний по разнообразным тематикам, ограниченный объём представлений, незрелое мышление, преобладание интересов игрового плана, отсутствие способности к умственной деятельности.

Кратко рассмотрим причины задержки психического развития:

На психическое развитие ребёнка могут повлиять нарушения конституционального плана. Для таких детей типичен инфантильный тип телосложения и эмоциональное развитие, характерные для более младших детей, творческое мышление и способность уделять много времени игре. Дети, имеющие такие нарушения, намного подвижнее своих сверстников, но быстрее устают при длительных умственных нагрузках. Вследствие этого затрудняются в усвоении школьной программы, и их поведение плохо поддаётся дисциплине.

К ЗПР также могут привести соматические заболевания. У таких детей недоразвита эмоциональная сфера из-за разнообразных заболеваний хронического типа. Они не уверены в себе и своих силах, считают окружающий мир враждебным, долго адаптируются в необычных условиях.

Причиной ЗПР могут стать нарушения психогенного происхождения, возникающие в результате неправильного воспитания. У таких детей наблюдаются проблемы с дисциплиной, отсутствие ответственности и чувства долга, способности ограничивать свои желания. С другой стороны они очень боязливы и не самостоятельны вследствие жестокого и грубого обращения с ними родителей.

ЗПР могут вызвать расстройства церебрально-органического происхождения, при котором размер и время определяют степень имеющейся задержки психического развития. Часть детей просто немного отстают в развитии, а у некоторых задержка проявляется в виде олигофрении.

Есть некоторые особенности ЗПР, по которым специалисты различают детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и детей, у которых нарушен интеллект.

Дошкольники с ЗПР имеют недостаточное для своего возраста развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитие личностно - деятельной основы, наблюдается отставание в развитии речи. характерна слабая речевая активность. Дети с ЗПР очень импульсивны, у них слабо выражен ориентировочный этап, целенаправленность, отмечается низкая продуктивность деятельности. Не сформированы способы самоконтроля и планирования. Плохо развита коммуникативная сфера, довольно слабые представления о себе и окружающих людях.

Развитие ребёнка с ЗПР идёт медленнее, чем у детей без нарушений. Например, развитие 5 летнего ребёнка с ЗПР равносильно развитию 4 летнего ребёнка без отклонений в развитии.

Занятия для детей с ЗПР должны быть как общеразвивающие, проводимые воспитателем, так и коррекционно-развивающие, проводимые специалистом (логопедом, дефектологом).

На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ЗПР специалист повышает познавательный интерес детей, формирует произвольное поведение, работает над психологическими основами учебной деятельности (механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость внимания и его объём), что необходимо для подготовки ребёнка к школе.

Школьники с ЗПР не готовы к обучению в школе, так как у них не сформированы знания, умения и навыки, необходимые для усвоения школьной программы. В результате дети не способны овладеть чтением, письмом, счётом без квалифицированной помощи. Вызывает затруднение соблюдение норм поведения, принятых в школе. Ослабленная нервная система только ухудшает эти трудности. Быстрое утомление, понижение работоспособности, неспособность завершить начатое дело, ярко характеризуют школьников с ЗПР. Многие из таких детей имеют проблемы со зрительным, слуховым и тактильным восприятием.

Речь играет одну из главных ролей в психическом развитии, в формировании мышления и во всей психической деятельности детей в целом. Появление речи в познавательной деятельности детей ведёт к обширной перестройке всех базовых психических процессов, присущих им на данных этапах развития. Собственно процесс усвоения речи определяет развитие и совершенствование основных умственных операций (анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция). В процессе формирования и становления психического развития детей, речь играет поистине важную роль.

Именно поэтому, очень часто, задержка психического развития сопровождается разнообразными проблемами с речью. Данный феномен получил название ЗПРР (задержка психоречевого развития) и характеризуется тем, что у ребёнка наблюдается не только нарушение речи, но и расстройство эмоционального плана, а также умственного развития в целом. Ребёнок не способен чётко понимать и выполнять адресованные ему просьбы, плохо и мало разговаривает, не эмоционален.

При задержке психоречевого развития процесс развития речи отличается от нормы лишь темпами, а переходы с одной стадии развития речи на другую зачастую имеют скачкообразный характер, как это свойственно и детям без нарушений. Именно данный факт позволяет сделать вывод, что ранняя диагностика и своевременное лечение помогут преодолеть имеющиеся нарушения ещё до поступления ребёнка в школу.

Для профилактики ЗПР у детей нужно создать предельно благоприятные условия, в которых будет протекать беременность и роды, и самое главное, очень внимательно следить за развитием малыша в первые дни жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

При несложной форме ЗПР и обращении к специалистам, которые окажут квалифицированную помощь вашему ребёнку, он сможет постепенно восстановить успешность на занятиях и наладить общение со сверстниками. При адаптации ребёнка возможны некоторые трудности, которые не должны смущать педагога и родителей и настраивать их против ребёнка. Помощь и поддержка близких людей поможет ребёнку справиться с недугом.

Задержка психоречевого развития. Излечимо ли?

в Пн Окт 01, 2012 4:16 am

Люди, расскажите что-то хорошее. Известно ли вам, чтобы ребенок с ЗПРР излечивался? Может у вас есть опыт, что какое-то лекарство двигало вашего ребенка. У меня есть знакомая, сыну которой в 2.5 года в Канаде поставили диагноз аутизм , в Киеве же это назвали ЗПРР. И за 2.5 года (ему сейчас 5), они вылечили это дело. Было: ребенок часами катал машинки, на родителей не реагировал, что есть они, что нет. Не смотрел в глаза, не разговаривал, вернее на своем языке что-то выкрикивал, не слова, а что попало. Махал ручками. Стал - обыкновенное дите, связно и без проблем говорящее, разумно рассуждающее, не гиперактивное. Им, говорят, в основном помог кортексин - всегда были заметные большие подвижки. Но еще у них был логопед, физиотерапевт, няня - богатая они семья. Это вам положительный от меня пример. Но хотелось бы услышать и другие истории со счастливым концом. А то уж думаю, может просто этому мальчику повезло, и он один на миллион?
Я со своей стороны советую пирацетам, кортексин и сомазину. Еще мы пили лецитин и омегу 3 одновременно и ребенок стал заметно спокойнее - даже не сравнить.

в Пн Окт 01, 2012 4:27 am

А какая-то диагностика проводилась, Рыська?

в Пн Окт 01, 2012 4:36 am

автор Пожарная Лестница

Рыська, а это не может быть связано, в том числе с тем, что ребенок в билингвальной среде находится?

в Пн Окт 01, 2012 4:43 am

Что-то моя пропила лицетин и Омега3. но как началась школа--- так вот уже какое-то время просто ужас. Хотя в карте из сада написали. что ЗРР сняли. Но мы в сентябре не ходили к невропатологу. Гиперность-- ушла за 3 года лечения. Но ДВ отставили.
Нам сильно помог психолог в 4, 5 года. Ну и лечились непрерывно. Микрополяризация. Кортексин, Церебролизин, Пантогам, Актовегин. Пикамилон. Витамины. Травы.
Массаж, логопед. ( Хотя назначали нам кучу всего. но что-то не пошло совсем)
Но что теперь с ней делать-- не знаю. Будем дальше к врачам ходить и лечиться

в Пн Окт 01, 2012 4:53 am

Известно ли вам, чтобы ребенок с ЗПРР излечивался? если брать именно такую формулировку, то да, мой сын очень хорошо скорректировался. Основное лечение - классическая гомеопатия + пед.коррекция

#8220 Радистка
А почему -это крайность?))
У меня ребенок с инвалидностью и на надомном обучении..вот,контрольные на пятерки пишет-и мне сегодня говорили, какой он у меня умница, как рассуждает хорошо, вежлив и приветлив)))
Так что..одно другому не мешает)))
Правильно,держитесь позитива)

Я мысль свою не очень точно выразила.У нас ЗПРР+аутичный спектр.Разница сейчас между моим сыном и обычными детьми. Пропасть.Я очень хочу эту пропасть сократить(и разумеется, прикладываю усилия), чтобы мой сын мог самостоятельно жить, работать и тд. чтобы ему не грозил психо-неврологический интернат однажды.Собственно,это идея фикс.

в Ср Окт 03, 2012 7:42 am

#8220 Мелкий стал в магазин отказываться ходить. Говорит, что его плохо понимают. Если раньше он не заморачивался, то сейчас начинает комплексовать. Так сейчас везде самообслуживание, можно вообще ни с кем в магазине ни одного слова не произнести.
Наша логопед говорит что взрослых детей они учат маскировать неправильные звуки, а не ставят их. Что означает это маскировать, я не очень в курсе.
Мой дизартрик, речь смазанная до сих пор в моменты когда он торопится, когда контролирует себя - то говорит четко, без дефектов.

Последний раз редактировалось: малёк (Ср Окт 03, 2012 7:52 am), всего редактировалось 1 раз(а)

Источники: http://lecheniedcp.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya, http://xn--80afddbaofbdrg0bdbq2bya0g9hc.xn--p1ai/narushenie-sredstv-obsheniy/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiy.html, http://www.sdvg-deti.com/t14342-topic

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лейкоцитоз в крови у детей

При проведении общего анализа крови оценивают далее...

Режим дня четырехмесячного ребенка

Журнал → Меню четырехмесячного ребенка В этой статье мы расскажем далее...

Обильное слюноотделение у ребенка 4 месяца

Слюноотделение -рефлекторный процесс, за далее...

Можно ли детям сухое молоко

Книга, которую вы держите в руках, написана далее...

Почему новорожденный часто срыгивает после кормления

В медицинской практике под срыгиванием далее...

Популярные статьи

Интересно