Главная » Развитие ребенка

Задержка эмоционального развития у ребенка

Задержка психического развития у детей

Не все болезни ребенка видны при рождении. Это касается состояний психики, задержка развития которой проявляется со временем. В чем же причины отставания и всегда ли можно на это повлиять?

Причины задержки психического развития у детей

Задержкой психического развития называют отставание у детей психических функций от возрастной нормы. При таких задержках остается возможность коррекции патологии. Существуют три главных группы причин задержек психического развития (ЗПР):

  1. Особенности протекания беременности.
  2. Особенности течения родов.
  3. Социально-педагогические причины.

Первая группа причин — это перенесенные беременной вирусные заболевания, например, паротит либо краснуха. К таким причинам относятся выраженные токсикозы и курение, употребление алкоголя и влияние ядохимикатов, резус-конфликт и внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание).

Вторая группа причин — это родовые травмы и асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты и сдавливание пуповины.

Третья группа причин включает дефицит эмоционального и психологического воздействия на малыша со стороны взрослых. И особенно это ощутимо в возрасте до 3 лет. Отсутствие примера для наследования в этом возрасте также влияет на отставание развития ребенка. Положительный эмоциональный фон семьи, где пребывает и воспитывается ребенок, — основа его нормального психического развития. Частые скандалы и злоупотребление алкоголем, конфликты и насилие в семье приводят к подавлению эмоциональной сферы ребенка, задержке его развития. Однако иногда и чрезмерная опека может привести к ЗПР. Тогда у малыша поражается волевой компонент.

Задержка психического развития характерна также детям, которые очень часто болеют, слабы физически. Она возникает и на фоне перенесенных травм, поражающих головной мозг.

Признаки задержки

Обычно о задержке психического развития ребенка говорят в старшем дошкольном возрасте. Именно тогда проявляются трудности и проблемы в подготовке к школе. Но заметить ЗПР возможно и раньше. Насторожить родителей должны замкнутость малыша и его нелюдимость, агрессивность и тревожность.

Иногда ЗПР напрямую связано и с задержкой физического развития малыша. Так, к примеру, малыш может позже начать держать головку и ходить, говорить и играть со сверстниками. Иногда уже после года он не способен к простым действиям, которые характерны его возрасту. Это еда ложечкой и одевание, обувание и навыки гигиены.

При задержке психического развития могут сочетаться умственная отсталость и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Окончательно выявить признаки ЗПР может детский невролог при осмотре ребенка.

Методы коррекции ЗПР

Задержка психического развития очень опасна и болезненна для ребенка в плане его адаптации в обществе сверстников, в социуме. Ребенок испытывает трудности и в своей семье, и в детском коллективе.

Если у ребенка с ЗПР есть поражения головного мозга, то нужно применять лекарства, которые улучшают обмен веществ в нервных клетках.

Важно создать и поддерживать нормальный психологический климат для ребенка. И в этом плане надо обращать внимание на коллектив, где воспитывается малыш, поскольку очень часто с таких мальчиков и девочек просто насмехаются, а порой и издеваются сверстники.

Родители должны понимать, что ЗПР — явление временное и требует от них немалых усилий, терпения и умений. Проблема не является для мальчика или девочки приговором. После адекватной коррекции такие дети нормально адаптируются к школе, сверстникам, обучению.

Помимо работы психолога, невролога, такие малыши особо нуждаются в тесном контакте с мамой и папой, их заботе и внимании. Любовь к ребенку, проявление ласки, тепла, развивающие игры, прогулки и общение — это тот простой минимум, который обязаны дать своим детям с ЗПР родители.

Существенную помощь ребенку с задержкой психического развития оказывают специальные школы и секции по интересам. Каждому такому ребенку учителя-дефектологи подбирают индивидуальную тактику развития и коррекции.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления. преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка. из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания. возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи. развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Деринат спрей поможет больному горлу

Лечим детские животики

Как выбрать хорошую клинику для ребенка

Больное горло у детей? – Мы с этим хорошо справляемся!

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели. учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом. дефектологом, психологом. логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.

  • Академическая
  • Алексеевская
  • Арбатская
  • Бабушкинская
  • Баррикадная
  • Беговая
  • Белорусская
  • Белорусская (кольцевая)
  • Братиславская
  • ВДНХ
  • Владыкино
  • Водный стадион
  • Войковская
  • Выхино
  • Динамо
  • Дмитровская
  • Домодедовская
  • Каширская (замоск.)
  • Каширская (ках.)
  • Краснопресненская
  • Марксистская
  • Маяковская
  • Молодежная
  • Нагорная
  • Новогиреево
  • Новослободская
  • Новые Черемушки
  • Октябрьское поле
  • Парк культуры
  • Первомайская
  • Петровско-Разумовская
  • Полежаевская
  • Пражская
  • Проспект Вернадского
  • Проспект Мира
  • Пушкинская
  • Речной вокзал
  • Севастопольская
  • Сретенский бульвар
  • Сухаревская
  • Таганская
  • Таганская (кольцевая)
  • Тверская
  • Текстильщики
  • Тимирязевская
  • Тропарёво
  • Трубная
  • Тульская
  • Тургеневская
  • Улица 1905 года
  • Университет
  • Цветной бульвар
  • Чеховская
  • Чистые пруды
  • Юго-Западная
Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам ( педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Поделитесь с друзьями

Следовательно, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере — отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПР

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Источники: http://mirmam.info/story/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detey, http://medportal.ru/enc/pediatrics/education/4/, http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-23.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Питание 1 годовалого ребенка

Малыш, которому исполнился годик, питается уже достаточно разнообразно. В далее...

Рацион ребенка в 7 месяцев нет зубов

В первый год жизни далее...

3 Месячный ребенок сосет кулак

17 ноя 2012, 20:49 Amrita-Helen. далее...

Рецепты для детей 2 года в мультиварке

Каждая хозяйка знает, что мультиварка далее...

Диагностика выявление способностей детей

Методики диагностики универсальных творческих далее...

Популярные статьи

Интересно