Главная » Развитие ребенка

Задатки способности развитии ребенка

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с ЗУНами. Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на соседние виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит лепить из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что талантливый человек талантлив во всем . Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

Литература

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1998.

См. также

Говоря о задатках и способностях, следует понимать, что любые задатки и способности всегда связаны с творчеством. Творчество у многих людей ассоциируется с художниками, музыкантами, танцорами. Но творческие способности проявляются и в других областях деятельности. Яркий пример - достижения в области науки. Компьютеры, микропроцессоры, медикаменты – творение учёных, результат многолетних исследований, ставших причиной озарения – творческого открытия, переосмыслений имеющихся знаний.

Таким образом, подавляющее большинство видов деятельности требуют от человека проявления творчества. Поэтому развивая задатки и способности ребёнка, мы развиваем, прежде всего, его творческие мышление.

Следует отметить, что способности к какой-либо деятельности проявляются лишь в ходе выполнения этой деятельности. Так способности к танцам у ребёнка невозможно выявить, пока тот не начнёт танцевать. Овладеть определённым видом деятельности может каждый. Разница заключается в скорости приобретения навыков: кому-то требуется дни, кому- то недели или даже месяцы. Знания, умения, навыки формируются на основе способностей. В развитии тех или иных способностей важную роль играет возраст. Поэтому родители часто стремятся с раннего возраста выявить способности ребёнка для их успешного развития. Следует помнить, что даже самые выдающиеся способности ребёнка могут исчезнуть при неблагоприятных условиях.

Задатки – природная основа способностей, проявляется при первых пробах деятельности. Существует много тестов, направленных на выявление способностей человека. Многие школы при приёме детей в первых класс проводят тест на общий интеллект. Например, часто дети с более развитыми способностями к обучению, учатся в классе А .

Задача родителей - развивать задатки ребёнка. Часто родители забывают, что ребёнка нужно растить , развивая задатки. Часто происходит обратное: осуществляется программа воспитания, совершенно противоположная задаткам ребёнка. Таким образом, развития способностей не происходит.

Также часто родители заставляют заниматься детей той областью деятельности, которой в своё время сами хотели заниматься. Иными словами, реализовать свою мечту в детях. Это ошибка со стороны родителей. Следует помнить, что задатки во многом обусловлены анатомо-физиологическими особенностями тела, в том числе генетическими. Поэтому то, что не получилось у родителей, во многом является причиной отсутствия задатков у детей.

Способности проявляются в скорости приобретения знаний, умений и навыков. Большая часть психосоматических заболеваний связана с нереализованными способностями человека. Человек, который не смог направить свои способности на продуктивную деятельность, реализует их в неврозе, психосоматических заболеваниях, пьянстве и т. д.

Способность мозга человека выполнять с определённой скоростью различные операции, как мыслительные, так и практические, отличает его от других людей. Эти отличия становятся причиной степени успешности человека в каком-либо виде деятельности.

Как развить творческие способности? Все важнейшие достижения человечества – яркий пример реализации творческих идей отдельных личностей. Цепь событий на пути к озарению (вдохновению) – воображение. Решение интеллектуальных задач, как сложных, так и не очень, способствуют развитию воображения. Озарение необходимо готовить. Для него нужны предпосылки. Большое количество скучных психологических тестов направлено на определение творческих способностей человека. Учёные выявили следующую закономерность: информация, которая поступает слева от человека обрабатывается правым полушарием мозга, справа – левым полушарием. Если информация поступает в левое поле зрения, человек быстрее решает проблему.

Судить о творческих способностях человека можно наблюдая за психологией человека, его поведением. С помощью нейронауки осуществляется изучение творческих способностей с биологической точки зрения. Во время озарения левое полушарие не реагирует, реагирует лишь правое. Выявлена следующая закономерность: когда человеку задают сложный вопрос, он начинает смотреть вниз, куда-то в сторону от собеседника или закрывает глаза. Внешне будет казаться, что он отвлечён. Визуальные представления в какой-то степени мешают мыслительным операциям, ведущим к озарению. Сосредоточившись, убрав всё, что вас отвлекает, можно прийти к озарению. Это повысит творческие способности.

Творчество присуще всем в той или иной степени. Учёные проанализировали действие мозга джазовых музыкантов при импровизации и выявили, что у последних развита способность к риску. Во время импровизации у музыкантов отключаются рамки ограничений, некий цензор в противоположность торжественным мероприятиям, где человек следит за своей речью.

Широко известен факт, что смена видов деятельности способствует отдыху. Творческому решению проблемы поможет небольшой перерыв в процессе работы. Но эффективность такого перерыва зависит от того, чем вы будете заняты в такой перерыв. Эксперименты показали, что расслабленность мозга и, наоборот, чрезвычайная его занятость (решение сложных интеллектуальных задач), недостаточно эффективны. Оптимальный результат дают простые занятия, не требующие больших затрат интеллекта. Достаточно пять минут посвятить прогулке, поливу цветов или чтению газеты, чтобы в работе найти решение проблемы. Когда вы занимаетесь делом, требующим повторения одних и тех же операций, концентрация внимания снижается, мысли начинают блуждать свободно. Чтобы поймать вдохновение, человек часто отвлекается на приятные дела, не требующие больших затрат ума. Занятия эти индивидуальны для каждого человека. Это могут быть занятия выпечкой, медитация, прогулка, душ, физические упражнения.

При развитии специальных способностей определяющими факторами являются ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение, внимание. Для каждого вида деятельности необходимо развитие определённых характеристик данных составляющих. В одной деятельности требуется кратковременная память, в другой долговременная, так же как и для одной - наглядно-дейсвенное мышление, для другой - логическое. Таким образом, развивая ту или иную сторону психического процесса ребёнка, можно подготовить почву для овладения желаемыми профессиональными навыками.

Из вышесказанного следует, что развитие способностей - важный элемент становления человека. Создание благоприятных условий для формирования знаний, умений, навыков, необходимых для данной деятельности определяют её успех. Поэтому родителям нужно помнить об этом при воспитании детей. Однако следует понимать, что любые способности можно развить в любом возрасте, достаточно лишь сильно этого захотеть.

Список использованной литературы

1. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие перераб. и доп. М. Издательская корпорация Логос , 1996.-320 с.

2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М. Прометей, 1993.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. Педагогика, 1989.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ МарТ , Ростов н/Д: Издательский центр МарТ , 2005. – 624с.

5. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М. Гардарики, 2005. — 232 с.

6. Богоявлевская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. – М. Издательский центр Академия , 2002.- 320 с.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб. Издательство Питер , 1999. – 368 с.

7. BBC Horizon. The Creative Brain. How Insight Works.

Перейти к обсуждению работы

Задатки и способности

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности - это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки - это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.
Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки - природные предпосылки к развитию; сами способности;
  1. одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

Источники: http://azps.ru/articles/kid/razvitie_sposobnostey_u_detey.html, http://www.scienceforum.ru/2015/1204/16070, http://kak-bog.ru/zadatki-i-sposobnosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Фото детей 2 месяца девочек

В случае с собачкой далее...

Понос малыша 2 месяца

Это расстройство, которое чаще всего появляется у далее...

День рождения ребенка могилеве

Поговорим о детском далее...

Можно ли мочить ушки при купании новорожденного

Купание новорожденных является обязательным мероприятием. Разумеется, далее...

Чему нужно научить ребенка в 7 месяцев

Закрепить детям на всю жизнь привычку к чистоте и далее...

Популярные статьи

Интересно