Главная » Развитие ребенка

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка консультация

Консультация «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Лариса Муллагулова
Консультация «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка. формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка. то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка .

Речь является важнейшей социальной функцией. она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки. вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка .

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые. речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи. мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты. их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской :

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э». «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн». «ёпрст». «ёлки-палки». «ё-моё». «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин» .

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться :

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены. просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь. чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи. а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам русского языка и проверить самих себя.

Поставьте ударение в словах :

ПридралАсь, откУпорить, равнО, клАла, тОрты, подбодрИть, звонИшь, красИвее, звонИт, коталОг, балУешься, балОванный, баловАть, жалюзИ, завИдно, включИшь, облегчИть.

1. Статья «Роль общения взрослого и ребенка для развития речи ребенка » Виноградова Н. И.

2. Статья «Развитие речи у детей » Ясинская Л. И.

3. Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. О. И. Соловьева. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду

Издательство «Просвещение». М. 1966 г.

4. Статья «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Салимгараева Г. Р.

Развитие речи в зависимости от социального окружения


Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка .
Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить.

Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я.А. Коменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К.Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах-бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.

Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из такого примера. Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста. Воспитатель младшей группы с трудом научила Аню произносить звуки к, л, с, ш, которые по-прежнему не применялись ею в речи.

Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Одна из воспитательниц заявила логопеду: «Полно вам исправлять речь, пусть так говорит — мне это нравится». Такая сентиментальность тем более недопустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению.

Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идет вразрез с требованиями воспитателя. Под влиянием противоречивых раздражителей («сшибки» положительного и тормозного) дитя иногда впадает в истерическое состояние (срыв нервной системы). Ю.И. Фаусек рассказывает о случае, когда воспитательница поправляла сюсюкающую речь ребенка, хвалила его за успехи в этом, а мать, придя в детский сад, заговорила с ним: «Ах, ты мой масюсенький. » Четырехлетний ребенок при этом сердито затопал ногами и заплакал, крича: «Не хочу, не хочу!»

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т.п. постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, Боба и т.п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.

Из изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка — фонетическую, словарную и грамматическую.

Хотя речь у подавляющего большинства дошкольников к 5— 7 годам в отношении внятности достигает языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития своеобразие произношения в той или иной мере у некоторых детей иногда задерживается до 7—10 лет.

При определении вида речевых недочетов (своеобразий или патологии) следует учитывать средние возможности для возрастных ступеней дошкольников. Так, отсутствие или неправильное произношение до 5—6 лет звука р без наличия патологии является возрастной особенностью. Но если такая картавость сохраняется и в школьном возрасте, то перед нами стойкий дефект — косноязычие как последствие педагогической запущенности. При наличии же короткой уздечки языка и подобных анатомических поражений этот недочет является уже патологическим. Произнесение с как т считается своеобразием лишь до 4—5 лет, а затем запущенностью или патологией. Для с, произносимого как ф, эта цифра снижается до 3—4 лет. Так же и с недостатками дыхания, голоса, ритма.

Нередко лишь в процессе логопедической работы удается определить природу речевого несовершенства. Этим и объясняется наблюдаемый в нашей, и особенно в зарубежной, литературе чрезвычайный разнобой в статистических данных о недостатках в речи детей как дошкольного, так и школьного возрастов. В каждом конкретном случае причиной возрастного своеобразия в речи дошкольника являются преимущественно или те, или иные из изложенных особенностей развития речи у маленьких детей. Поэтому в семье, где имеются картавые взрослые, одни дети говорят картаво, а другие правильно.

Из сказанного становится ясным и то, что в младшей группе детского сада состояние анатомо-физиологических механизмов речевого аппарата и социальное окружение играют в развитии речи значительно большую роль, чем в старшей группе детей, у которых сознательное отношение к языковым явлениям достигает уже достаточно высокого уровня, рамки социального окружения расширяются.

Установлено (Онезорг), что влияние на речь маленького ребенка со стороны детей (братьев, сестер, товарищей, особенно старших по возрасту) даже в условиях семейного воспитания сильнее, чем со стороны взрослых, и, следовательно, наиболее интенсивно стимулирует ребенка к развитию речи. но, естественно, недостаточно правильной и богатой.

Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях, домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому развитию грозит большая задержка (бедность словаря, искаженность произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры в таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т.п.), а также со взрослыми, тем богаче становится их речь.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Детский сад комбинированного вида № 190

Гидростроителей ул. д.30, Краснодар, 350065, тел.266-42-13,

Консультация для родителей

Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- представления ( спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Учитель-логопед Щербак Л.В.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-vlijanie-rechi-vzroslogo-na-razvitie-rechi-rebenka.html, http://www.logopedplus.ru/articles/razvitie-rechi-rebenka/razvitie-rechi-v-zavisimosti-ot-sotsialnogo-okruzheniya/, http://ds190.centerstart.ru/node/256

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Развитие концепции дошкольном возрасте

Скопируйте отформатированную библиографическую далее...

Безопасность жизнедеятельности детей родителей

Уважаемые ребята и родители. Скоро далее...

Педагогическая диагностика детского коллектива

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучать особенности далее...

Художественная гимнастика в балашихе для детей

RebelsGym - школа художественной гимнастики Оксаны далее...

Антибиотики 5 месячному ребенку

4 дек 2012, 15:17 Старшая после 2-х дней сада далее...

Популярные статьи

Интересно