Главная » Развитие ребенка

Познавательно речевое развитие детей 3 лет

Материал по развитию речи (младшая группа) по теме:
Познавательно - речевое развитие детей раннего возраста

Предварительный просмотр:

Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста.

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Направление «Познавательно – речевое развитие» включает в себя такие познавательные области как «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного. Окружающий мир – это, прежде всего, предметный мир, поэтому именно на основе сенсорной чувствительности происходит его изучение. Предметы ближайшего окружения являются для него первой ступенью познания мира. Поэтому уголок сенсорики содержит, пирамидки, башенки, мисочки-вкладыши, втулки разных размеров и цветовых оттенков, а также различные дидактические игры и игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук. Стараюсь, пополнять уголок дидактическими играми типа «Лото» и «Парные картинки». Очень нравится детям мозаика, а также пазлы, наборы разрезных картинок на кубиках.

Работая с малышами третьего года жизни, я обратила внимание, что в играх они начинают брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или игра с машинкой в роли шофера. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные задачи». Например, водитель будет вести себя не так как летчик. Как правило, ребятам помогает условное звукоподражание. Машина «бибикает». Самолет взмывает с шумовым оформлением «р-р-р» и т. п. Все эти тонкости придут только к концу третьего года жизни.

В группе обустроен игровой центр «Семья», в котором дети разворачивают игровые сюжеты. Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию. Играя с детьми в игровом не делаю акцент только на девочках, стараюсь привлекать в игру и мальчиков, так как уверена, что игры с куклами вызывают в детях положительные чувства заботы, доброты, ласки и прививают им любовь к близким и воспитывают ответственность в поведении. Рядом расположен уголок ряженья. В уголке имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому в группе имеется крупный и мелкий строительный материал. Конструирование дает возможность для развития творческой стороны интеллекта, поэтому в конструктивных играх с детьми я использую спичечные коробки, пуговицы, деревянные палочки и т. д. что способствует совершенствованию координации движений, мелкой моторики рук, воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания.

Чтобы удовлетворить потребность детей раннего возраста в наблюдениях за растительным миром, в групповом пространстве создан экологический центр, в котором имеются комнатные растения по программе, календарь природы. Наличие экологического центра позволяет сформировать элементарные трудовые навыки и заложить основы бережного отношения к природе. Обращаю внимание детей на комнатные растения, дети наблюдают, как я рыхлю землю в горшочках, поливаю, протираю пыль с листьев. Так же в группе имеется мини – лаборатория для игр с песком и водой. В осеннее-зимний период года этот вид занятий особенно интересен для малышей в условиях помещения. Используя, вышеназванный комплекс в игровой форме провожу занятия по ознакомлению с окружающим, вместе с детьми экспериментируем, познаем физические свойства песка, воды и предметов.

Малышей отличает любовь к книге, желание неоднократно прослушивать любимые произведения. Воспитывая уважение к книге и бережное отношение к ней, привлекаю детей к оформлению книжного центра. Вместе расставляем книжки, проводим замену прочитанных книг на новые, «лечим» порванные книжки. Уголок книги – любимое место ребят.

Большую роль в познавательно-речевом развитии детей играют музыкально-дидактические, музыкально-коммуникативные игры, игры-драматизации, несущие в себе особый эмоциональный заряд. Совместно с музыкальным руководителем проводим для детей различные праздники, развлечения, показываем сказки-драматизации, настольные, кукольные театры. Дети с удовольствием начинают подражать персонажам из сказок, откликаются на все их просьбы и пожелания. Именно на таких мероприятиях малоактивные дети становятся более раскрепощёнными и более активными в общении.

Центр изобразительной деятельности – это место, где находятся необходимые изобразительные материалы. Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности. Центр изобразительной деятельности стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке.

Третий год жизни – переходный период от раннего детства к младшему дошкольному, в котором должно сформироваться важное психическое новообразование - становление у ребенка своего «я», как необходимый показатель его психофизического здоровья. В сотворчестве воспитатель – ребенок, в направлении ребенка к познанию окружающей действительности через различные виды деятельности я вижу смысл своей работы.

Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Основной формой работы по развитию речи детей третьего года жизни является образовательная ситуация — специально проектируемая воспитателем часть процесса обучения, направленная на решение конкретной познавательно-речевой задачи. Для решения речевых задач воспитатель организует следующие виды образовательных ситуаций:

1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.

2. Демонстрация игрушек, предметов.

3. Инсценировки с игрушками.

4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.

5. Знакомство с произведениями художественной литературы.

6. Игры-инсценировки с использованием театра различных видов.

7. Комбинированные ситуации, сочетающие несколько перечисленных видов образовательных ситуаций. Например: демонстрация новой игрушки (котенка), поиск его изображения на картинке и чтение потешки о коте.

В процессе образовательной ситуации ребенок осваивает новое содержание, а значит, обогащается его словарный запас: он узнает название объекта; названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта или действий, которые можно совершить с ним. Накопленный в процессе образовательной ситуации познавательный опыт и соответствующий ему словарный запас должен найти применение в более сложных формах связной речи детей. Поэтому каждая образовательная ситуация обязательно повторяется, но с решением более сложной задачи — развития форм связной речи. Образовательные ситуации обязательно планируются воспитателем, в них решаются новые познавательно-речевые задачи, они предполагают подгрупповую форму организации детей.

Продолжением работы над данным содержанием становится организация ситуаций общения. Ситуация общения — это специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно часть процесса обучения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. В отличие от образовательной ситуации ситуация общения может планироваться воспитателем (когда она продолжает образовательную ситуацию), а может возникать стихийно. Например, приход в группу нового ребенка провоцирует появление ситуаций общения, направленных на активизацию речи детей по разным темам: Давайте познакомимся (назвать свое имя, поприветствовать нового ребенка, похвалить его); Расскажем о нашей группе (где хранятся игрушки, где можно помыть руки и т.д.); Научим правильно одеваться (названия предметов одежды, последовательность одевания). Воспитатель должен видеть возможности той или иной ситуации и преобразовывать ее в ситуацию общения с целью активизации речи детей. Ситуация общения предполагает свободную организацию детей; она может быть индивидуальной, подгрупповой, коллективной.

Занятия по развитию речи проводятся с малышами в качестве итоговой формы работы по пройденной теме. Цель занятия — обобщение эмоционального, познавательного и речевого опыта детей по данной теме. Итоговое занятие демонстрирует достижение ребенка в развитии речи на содержании данной темы. В соответствии с ведущей задачей по развитию речи детей третьего года жизни таким достижением является развитие связной инициативной разговорной речи ребенка, поэтому задача развития связной речи обязательно ставится при подготовке итогового занятия. Она может интегрироваться с другими речевыми задачами: связная речь, словарь, грамматически правильная речь; словарь, звуковая культура речи, связная речь; литература, словарь, связная речь. При этом решение всех задач осуществляется на одном познавательном содержании (на одной теме) На итоговом занятии может быть использован комплекс материальных и вербальных средств развития речи: реальный предмет, игрушка, картинка схем литературное произведение, рассказ воспитателя и т д.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа педагога по учебному направлению «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Коммуникация» для детей 2 – 3 лет (первая младшая группа)

Концептуальные основы программы

Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.

Цель данного документа - решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.

Рабочая программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Разработка программы осуществлена в соответствии с:

  • Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
  • Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • Приказом Министерства образования РФ от 23.11. 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12 №19342 утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12 №164;
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва – 2010г.

Образовательная область «Коммуникация»

«Содержание образовательной области „Коммуникация направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне. », «Предупреди Митю. ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, в ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животного («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, ле­ чить, поливать), действия, противоположные по значению (откры­ вать — закрывать, снимать - надевать, брать — класть), действия, ха­ рактеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, пода­ рить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радо­ ваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини­циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хоро­шо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного со­провождения.

Образовательная область «Коммуникация»

Таблица 1. Распределение тем Н.О.Д. на 2012-2013 г.г.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/03/18/poznavatelno-rechevoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta, http://ped-kopilka.ru/pedagogika/kak-razvivat-rech-rebenka-ot-2-do-3-let.html, http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/4144-rabochaya-programma-pedagoga-po-uchebnomu-napravleniyu-poznavatelno-rechevoe-razvitie.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как вы укладываете спать 6 месячного ребенка

Первые два месяца жизни Максим далее...

Половое развитие детей дошкольного возраста

Развитие наших детей происходит далее...

Ребенок 9 месяцев перестал прикорм

19 янв 2012, 22:43 Несколько дней дочка перестала далее...

Ребенок 1 5 месяца чихает

Новорожденный ребёнок в доме — объект далее...

Вязание спицами для начинающих носки детей

И вот наконец далее...

Популярные статьи

Интересно