Главная » Развитие ребенка

Определить задержку речевого развития ребенка

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Один из самых волнующих вопросов для родителей - развитие речи у ребенка. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка. Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:

  • Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.
  • Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.
  • Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов . ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.
3-4-месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на вашу улыбку и жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
От 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

Когда нужно начинать беспокоиться?


Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».

  • Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
  • Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
  • Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
  • Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
  • Не может назвать кого-то из членов семьи.

Если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру. Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, современные методы стимуляции коры головного мозга и домашние упражнения могут сделать чудеса.

Примите в расчет и то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

Обучение ребенка с темповой задержкой развития речи

Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками, которая корректируется логопедами нашего центра. Темповую задержку речевого развития характеризуют:

1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Иди ко мне на ручки.
  • Дай мне мячик.
  • Принеси мне мишку.
  • Возьми мишку и посади его на стульчик.
  • Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу.

Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из — за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
  • Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
  • Принеси маме папину рубашку.
  • Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития у детей (ТЗРР) чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:

  • подводит взрослого к интересующему его предмету;
  • показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;

5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:

  • тянет взрослых за одежду;
  • поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;
  • использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.

Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом . Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет.

Тем не менее, многим детям с темповой задержкой развития речи необходим пусковой толчок , коррекция, для того, чтобы они начали говорить. Таким толчком может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда.

Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Проконсультируйтесь со специалистами нашего центра, которые имеют богатый опыт в лечении задержки речевого развития у детей. Коррекция задержки речевого развития — длительная задача, озаботиться решением которой лучше сразу.

Задержка речевого развития: американский взгляд на проблему

Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные (собственно речевые) и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями, вторичные же возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т.д.

То есть дети с задержкой речевого развития – это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы. Чтобы родители могли понять, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов ( оригинал статьи ), при появлении которых родителям стоит сразу же обратиться к специалистам.

Возраст // Понимание речи // Собственная речь

1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет и не общается жестами.

1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию родителям предметы и людей. По норме ребенок должен к этому времени различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.

1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как подними ручку , «улыбнись». // Ребенок не использует «мама», «папа» и/или другие имена.

2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.

2, 5 года // Не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол».

3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия).

В любом возрасте:
Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.

Также американские семейные врачи, как и отечественные специалисты, говорят о важности ранней диагностики речевых нарушений и, соответственно, раннем начале их коррекции. Многие считают, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить, но эта позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Согласно данным исследований, дети активно усваивают язык задолго до того, как произносят своё первое слово.

Об этом, в частности, говорят данные исследований, проведённых Радиологическим Обществом Северной Америки (RSNA), с которыми можно ознакомиться на сайте общества. Предварительные результаты работы были представлены на Ежегодном Собрании Радиологического Общества Северной Америки в 2002 году. Согласно им, у детей с задержкой речевого развития восприятие речи осуществляется правым полушарием, а не левым, как это происходит обычно.

Ученые Общества впервые в мире применили функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с ЗРР. С появлением нейровизуализации мы получили возможность по-новому взглянуть на нарушения речи – говорит доктор медицины Нолан Р. Альтман, соавтор исследования и заведующий отделения радиологии Детского Госпиталя Майами.

Источники: http://www.tuchek.net/speach.htm, http://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-rechevogo-razvitija/, http://letidor.ru/article/zaderzhka_rechevogo_razvitiya__71093/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лечебная гимнастика для детей

Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, далее...

Слабые мышцы у ребенка 6 месяцев

У меня старшая с мышечной гипотонией. Массажей было 4 далее...

Аллергический насморк у ребенка 2 года

Здравствуйте! Ребенку 3 г, поставили диагноз далее...

Норма сна ребенка 7 месяцев

Доктор Люси Уиггз (Luci Wiggs), специалист в области далее...

У ребенка 4 месяца потеют ступни

ВАЖНО ЗНАТЬ! Единственное далее...

Популярные статьи

Интересно