Главная » Развитие ребенка

Методика диагностики сенсорного развития детей дошкольного возраста

автор: Светлана Петровна | 14-06-2011 | Просмотров: 11933

Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметров величины). Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к школе.
Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6.
Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.

Диагностика сенсорных способностей. Методика 1 Методика 1

Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка:
3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.


Диагностика сенсорных способностей. Методика 2 Методика 2
Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур

Диагностика сенсорных способностей. Методика 3 Методика 3
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей. Методика 4 Методика 4
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей. Методика 5 Методика 5

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.

Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей. Методика 6 Методика 6
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей:
Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.

Литература
1. Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л. Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2007

Другие новости по теме:

От редакции

Уважаемые коллеги! Перед вами 29-ый номер журнала.

Тема его - Модель оценки качества дополнительного образования детей (в разработке и апробации на базе образовательных учреждений) - по сути дела, является одной из самых актуальных в современном образовании. Множество вопросов, связанных с дополнительным образованием, является предметом дискуссий давно и до сих пор. Сказывается отсутствие единой государственной концепции образования. Тем значимей подборка материалов этой рубрики; она, безусловно будет интересна и полезна всем, работающим в сфере образования и, надеемся, не только дополнительного. Спасибо всем, кто разместил свои материалы у нас, а география опубликованных статей впечатляет: Оренбург, Краснодарский край, Челябинск, Москва, Вологда, Санкт-Петербург. Но тема эта не исчерпывается невеликим кругом статей, и мы открываем круглый стол по вопросам затронутым в материалах этой рубрики, посему предлагаем вам, наш заинтересованный читатель, присылать свои отклики, мнения по проблемам состояния и развития дополнительного образования в стране, в регионах, в вашем учреждении, ответы на те или иные вопросы, делиться опытом.

В рубрике «Инновации: поиски и исследования» помещены материалы разнообразной поисковой педагогической деятельности. Обратят на себя внимание статьи педагогов из Таганрога, в которых они делятся опытом использования на уроках коучинга – новой методики, созданной на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемой для повышения эффективности обучения и развития личностного потенциала ученика.

Актуальна статья молодого петербургского учителя истории Ледовского В.А. в основу которой положено его выступление на межрегиональном научно-практическом семинаре “Мы славяне. Содружество славянских народов: исторические корни», состоявшемся в Санкт-Петербурге в марте 2016 года. Автор ищет ответы на вопросы, которые ставят перед современной российской цивилизацией глобальные вызовы и угрозы, способные привести не только к расколу в Православной церкви, но и к тяжелым последствиям для славянских государств.

Методисты ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга Горлицкая С.И. и Суханова К.Д. представляют проекты педагогов, созданные для работы с детьми дошкольного возраста с помощью интерактивных технологий MimioStudio. В статье дается ссылка, которая позволит вам установить на свой компьютер пробную версию этой популярной программы и погрузиться в мир методических идей педагогов-дошкольников.

Петербургский учитель из гимназии №622 Татьяна Геннадьевна Орлова представляет методическую разработку по организации работы с одарёнными детьми в начальных классах. Автор предлагает краткое изложение современной концепции детской одаренности и знакомит читателя со своей «Программой практических действий куратора и учителя начальной школы «Одарённые дети».

О работе методом построчного комментирования художественного текста и его возможностях рассказывает в своей статье учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга Юлия Николаевна Козлова. Чуткий учитель обнаруживает большие воспитательные и развивающие возможности этого метода, умело привлекает родителей к совместной работе с детьми по выполнению интересных домашних заданий.

В рубрике «Инновации: методика и практика» размещены материалы практической деятельности педагогов и методистов. Здесь вы познакомитесь с опытом использования интерактивных онлайн-сервисов в преподавании истории, интересным примером формирования экологического сознания и поведения дошкольников, вам расскажут о поддержке детской инициативы как важной задаче воспитателя, о многообразии способов обучения диалогической речи на уроках английского языка, об использовании куклотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ; здесь вы сможете познакомиться с комплексной программой по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике зависимого поведения детей и подростков «Здоровая личность», с методическими разработками, поданными на петербургский конкурс, посвященный 160-летию со дня рождения преподобного новомученика митрополита Серафима (Чичагова) «Уроки служения Отечеству» и другими полезными материалами.

Итак, приглашаем к чтению…

P.S. Мы же хотим, чтобы наши читатели становились соавторами нашего журнала. Напоминаем, тема следующего 30-го (юбилейного!) номера - Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения , ориентировочное время выпуска - октябрь 2016 года. График выполним только совместными усилиями.

Замечательного вам лета, коллеги!

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Подобные документы

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего и среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование процесса развития и сформированности природоведческого словаря у детей дошкольного возраста с применением методики дидактических игр.

дипломная работа, добавлен 23.04

Роль дидактических игр в развитии ребенка среднего дошкольного возраста. Особенности их использования в обучении детей 4-5 лет. Исследование уровня развития детей среднего дошкольного возраста. Анализ методов опытно-экспериментальной работы с детьми.

курсовая работа, добавлен 22.03

Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего дошкольного возраста. Развитие восприятия посредством тренировки сенсорных систем. Методика подготовки и проведения занятий.

курсовая работа, добавлен 23.04

Психолого-педагогические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Психологические особенности сенсорного развития дошкольников. Использование дидактических игр в детском саду с целью развития сенсорики.

реферат, добавлен 24.08

Характеристика средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Изучение особенностей формирования сенсорных эталонов у дошкольников. Диагностика сенсорного воспитания детей. Рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 21.05

Понятие и особенности дошкольного возраста. Воображение как важнейший интеллектуальный процесс. Игра по С. Новоселовой как особая форма познания окружающей действительности. Влияние игр на детей дошкольного возраста, проведение формирующего эксперимента.

дипломная работа, добавлен 29.06

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе музыкальных игр. Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Организация музыкальных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 21.12

Виды и особенности формирования мышления у детей дошкольного возраста. Основные задачи и классификации дидактических игр. Их значение для развития индивидуальности, коммуникативностьи, эмоциональности ребенка. Направления их организации педагогом.

курсовая работа, добавлен 05.09

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста в проявлении дидактических игр; сравнительный анализ результатов.

дипломная работа, добавлен 23.04

Понятие сенсорного эталона, значение сенсорного развития ребенка. Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП, средства и методы сенсорного воспитания.

реферат, добавлен 18.03

Особенность развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Значение и классификация музыкально-дидактических игр. Деятельность воспитателя по их использованию для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 21.02

Описание и специфика умственного воспитания и развития детей в дошкольном возрасте. Понятие и сущность сенсорного развития ребенка в психолого-педагогической литературе. Исследование формирования сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста.

контрольная работа, добавлен 08.05

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методика формирования временных отношений. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста. Анализ результатов исследования.

дипломная работа, добавлен 08.02

Теоретические основы создания предметно-развивающей среды для театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения развития речи. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

дипломная работа, добавлен 03.07

Значение сенсорного развития в воспитании детей. Понятие о дидактической игре, ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Экспериментальное использование игр на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

курсовая работа, добавлен 25.09

Задачи и средства трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей. Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию системы дидактических игр в ДОУ и семье.

курсовая работа, добавлен 09.02

Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр. Психолого-педагогические аспекты исследования речевого умения и формирования словарного запаса, значение игры с дидактическими и образными игрушками.

курсовая работа, добавлен 20.03

Анализ формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Общеобразовательная программа дошкольного образования Детство (образовательная область Коммуникация ). Роль дидактической игры в развитии словообразования у детей.

дипломная работа, добавлен 28.09

Изучение проблемы развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Особенности формирования представлений о свойствах и соотношении предметов. Разработка системы дидактических игр по развитию восприятия цвета.

курсовая работа, добавлен 12.03

Основные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста. Анализ использования дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений о математике у старших школьников. Эмпирическое исследование эффективности их воспитания.

курсовая работа, добавлен 10.02

Источники: http://firstklass.ru/21-diagnostika-sensornyh-sposobnostey.html, http://erono.ru/art/%3FELEMENT_ID%3D1931, http://allbest.ru/o-2c0a65635a2bc68a5d43b88421216d37.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Можно ли давать ребенку антибиотик

Девочки, привет! Мои девчонки (11 далее...

Как закрыть глаз ребенку 4 месяца

Милые мамы и папы посоветуйте,как далее...

Ажурное вязание спицами детям года

Платье, вязание спицами далее...

Картинки режим дня для детей

Все чаще в нашем далее...

Безопасность детей летом для родителей

Наступило лето – пора отдыха детей, интересных далее...

Популярные статьи

Интересно