Главная » Развитие ребенка

Как называется процесс ускоренного развития детей

Особенности роста и развития детей и подростков

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:
- неравномерность развития различных органов и систем;
- зависимость роста и развития от пола;
- биологическая надежность различных органов и систем организма;
- зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
- акселерация.

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем - на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте - годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:
1. Новорожденный период (1-28 дней).
2. Грудной возраст (до 1 года).
3. Раннее или первое детство (1-8 лет).
4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:
- раннее детство (до 3-х лет);
- дошкольный возраст (3-6 лет);
- школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый - 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio - замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки - чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.

Глен Доман советует:
1. Начинать как можно раньше.
2. Учите с удовольствием.
3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5. Создайте подходящую обстановку для обучения.
6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7. Почаще вводите новый материал.
8. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
9. Если вам и вашему ребенку не интересно - прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.

В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным Институтом ускоренного развития ребенка ( Better Baby Institute (BBI), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее - первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания. В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения - по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей! Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов.

За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. По его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр. а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш перескакивает через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность на глаз определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы.

Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Сайт управляется системой uCoz

Акселерация

Словарь русских синонимов

АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio - ускорение) - 1) в биологии развития - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр. раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка). 2) В антропологии - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Наблюдается в экономически развитых странах последние 100-150 лет.

(от лат. acceleratio - ускорение) - ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста)#039;, сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М. Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М. Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М. Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг

Орфографический словарь русского языка. 2006 .

АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение), отмечающееся в последние десятилетия ускорение физич. развития детей и подростков. А. наблюдается с раннего детства. Так, удвоение массы тела происходит в 4-5 мес (прежде - в 5-6 мес). Смена молочных зубов постоянными начинается не в 6-7, а в 5-6 лет; раньше наступает половое созревание; окончательных показателей роста достигают к 16-17 годам девушки и к 18-19 юноши (прежде соотв. к 20-22 и 22-25 годам).

Существует ряд гипотез о причинах А. Согласно одной из них, осн. причина - улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, появление высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей). Нем. врач Э. Кох, предложивший (1935) термин \'А.\', считал, что это явление - след.

акселерация акселер а́ ция, -и

Русское словесное ударение. — М. ЭНАС. М.В. Зарва. 2001 .

акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение), ускорение темпов роста и физич. развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. При сопоставлении результатов антропометрич. обследований, проведённых в нач. 20 в. сданными 30-х гг. 19 в. было установлено, что в 20 в. процесс А. охватил население всех экономически развитых стран. Признаки А. отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70—80 лет длина тела новорождённого увеличилась в среднем на 1 см, масса — на 100—300 г. Значит, изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м мес жизни, теперь наблюдается в 4 мес, окружность груди ребёнка становится больше окружности головы не в 6 мес, а в 2- 5 мес. Дети раньше начинают держать голову, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы А. растут: длина тела 4—7-летнех детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается н.

(лат. acceleratio - ускорение; синоним - акцелерация), ускорение полового созревания, увеличение массы и длины тела и скорости её нарастания у детей и подростков. Отмечается со второй половины 19 в. За последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5-1 см, масса тела - на 100-300 г; через каждые 10 лет рост детей в возрасте 5-7 лет увеличивался в среднем на 1,5 см, а масса на 0,5 кг; у подростков длина тела возросла на 10-15 см. Существенно изменились сроки полового созревания. Если в 19 в. в Европе менструации у девушек появлялись в возрасте 16-17 лет, то теперь, как правило, это происходит в 13-14 лет и раньше (в 10-12 лет). Те же тенденции роста и развития характерны и для мальчиков. В связи с более ранним половым созреванием современных подростков и юношей их раньше начинают интересовать проблемы любви, отношения между полами, у них раньше пробуждается половое влечение, что нередко влечёт за собой сложные конфликтные переживания. При этом увеличива.

от лат. acceleratio - ускорение, англ. acceleration - ускорение

А. Принцип, применяемый при государственном регулировании рыночной экономики. А. отражает отношения к приросту продукции (дохода, спроса) только тех инвестиций, которые образовались в результате увеличения уровня потребительских расходов. Принцип А. базируется на том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на продукцию может повлиять на рост производства. Снижение потребительских расходов приводит к уменьшению прибыли, что вызовет снижение инвестиций. В макроэкономических моделях Акселератор соединяется с мультипликатором (множителем).

Б. Уравнение, устанавливающее зависимость эндогенной переменной от прироста (скорости изменения) экзогенной переменной. Применяется в макроэкономических моделях для отражения зависимости капитальных вложений от изменения конечного продукта. Предложено Дж.М.Кейнсом.

ж. 1) Ускоренное - по сравнению с предыдущими поколениями - физическое и физиологическое развитие детей и подростков. 2) Ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития.

1. Ускоренное развитие организма. 2. Ускоренное формирование организма.

Источники: http://psyera.ru/osobennosti-rosta-i-razvitiya-detey-i-podrostkov-1508.htm, http://www.children-development.narod.ru/metodiki/glenn_doman_01.html, http://www.endic.ru/kuzhecov/Akseleracija-50675.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Физическое развитие детей нарушением речи

Светлана Бобровская Физическое воспитание далее...

Проведение диагностики развития речи детей

Диагностика детей второй младшей далее...

Распух лимфоузел за ухом у ребенка

Болезненное опухание зоны за ухом чуть ниже уровня далее...

Что можно есть ребенку в 10 месяцев

Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что врачи далее...

Название для продажи развивающих игрушек

Продажа игрушек в качестве бизнеса привлекает многих начинающих далее...

Популярные статьи

Интересно