Главная » Развитие ребенка

Характеристика ребенка нервно психического развития

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 до 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов. При этом учитываются следующие ведущие показатели:
моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки);
развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, пересказы);
познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений);
социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование. Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.
1-я группа — дети с развитием в пределах нормы или опережающие развитие по одному или нескольким показателям.
2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 мес. до 2 лет — на 3 мес. до 3 лет — на 6 мес.) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям.
3-я группа — дети с задержкой на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часто на 2 эпикризных срока).
4-я группа — дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития: I степень — по 1–2 показателям; II – по 3—4 показателям; III — по 5–7 показателям. Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме: его уровень по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста; соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степени задержки; оценка динамики развития ребенка по сравнению с предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка Текст научной статьи по специальности Медицина и здравоохранение

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Воробьева Е. А. Филькина О. М. Пыхтина Л. А. Долотова Н. В. Шанина Т. Г. Кочерова О. Ю. Матвеева Е. А. Широкова О. С. Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2006. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-nervno-psihicheskogo-razvitiya-vospitannikov-domov-rebenka (дата обращения: 21.09).

Воробьева Е. А. et al. Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке» 8 (2006). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-nervno-psihicheskogo-razvitiya-vospitannikov-domov-rebenka (дата обращения: 21.09).

Воробьева Е. А. Филькина О. М. Пыхтина Л. А. Долотова Н. В. Шанина Т. Г. Кочерова О. Ю. Матвеева Е. А. Широкова О. С. (2006). Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-nervno-psihicheskogo-razvitiya-vospitannikov-domov-rebenka (дата обращения: 21.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Воробьева Е. А. Филькина О. М. Пыхтина Л. А. Долотова Н. В. Шанина Т. Г. Кочерова О. Ю. Матвеева Е. А. Широкова О. С. Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2006. №4 С.163.

Воробьева Е. А. et al. Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке» 8 (2006).

Воробьева Е. А. Филькина О. М. Пыхтина Л. А. Долотова Н. В. Шанина Т. Г. Кочерова О. Ю. Матвеева Е. А. Широкова О. С. (2006). Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке»

Особенности психического развития в раннем возрасте

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой - дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Источники: http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/nervno-psikhicheskoe-razvitie-detei, http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-nervno-psihicheskogo-razvitiya-vospitannikov-domov-rebenka, http://psyera.ru/2320/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-v-rannem-vozraste

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Фото детей с гидроцефалией в 2 месяца

Гидроцефалия (водянка головного мозга) – это патологическое состояние, возникающее далее...

Физраствор насморке детей отзывы

Физраствор (он же физиологический раствор, далее...

Дальняя поездка с годовалым ребенком на машине

Как это ни парадоксально звучит, но ваше путешествие с далее...

Методы диагностики взаимоотношений ребенка в семье

Данный материал собран в помощь далее...

Меню рецепты готовим для ребенка 2 лет

На втором году жизни у ребенка начинает далее...

Популярные статьи

Интересно