Главная » Игры для детей

Значение дидактических игр дошкольном возрасте

Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Автор:воспитатель группы « Золотой кораблик» Елизарова Ольга Викторовна.

Уже с самого раннего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий его мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают особое место в процессе формирования познавательных интересов у малыша. Прежде всего, они обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (размер, форму, цвет, свойства) различать их и устанавливать простейшие взаимосвязи. В игре ребенок приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость и инициатива.

Самыми простыми и в то же время наиболее популярными дидактическими играми являются игры на классификацию, например, «Четвертый лишний», «Найди пару», «Чей домик» и многие другие. Здесь необходимо объединять предметы по каким-либо признакам и исключать неподходящие варианты. Такие игровые действия отлично развивают мышление, внимание и прочие психические процессы.

Дидактические игры активно используется в процессе обучения воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Ведь именно в детском саду у ребенка начинает формироваться и проявляется интерес к познанию окружающего его мира. Задача воспитателя, в свою очередь, заключается в том, чтобы этот интерес поддержать и способствовать его развитию.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, а также развивает познавательные процессы, такие, как любознательность, понимание и умение устанавливать взаимосвязь между простейшими явлениями, способность различать величину и форму предметов и т. д. Он использует игру как средство развития у малышей мышления, речи, воображения и памяти. Следовательно, дидактические игры способствуют расширению и закреплению представлений об окружающем мире.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны присутствовать разнообразные дидактические игры, которые по своей сложности всегда должны соответствовать возрасту детей. Это означает, что перед ребенком необходимо ставить адекватные его восприятию задачи. То есть, игры не должны быть слишком сложные и наоборот, слишком легкие дидактические задачи не будут пробуждать у малышей умственной активности. Игры должны быть детям по силам и в то же время требовать определенных усилий. Только при таком соотношении они будут способствовать развитию и самоорганизации малышей. Подобное обучение улучшает восприятие детьми знаний, умений и навыков, а также развивает у них речь, мышление, внимание и память.

В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия, в которых он вынужден вспоминать, что ему говорили на занятиях, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель распределяет между ними роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, исполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. В игре дети должны проявлять упорство при выполнении правил и вспоминать необходимые для решения поставленной задачи события из окружающей жизни.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Существует большое количество различных дидактических задач. Наиболее основными задачами являются:

• ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт и труд);

• развитие речи, (правильное произношение звуков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и мышления);

• закрепление элементарных математических представлений.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Она помогает развивать умение самостоятельно организовываться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения и проявлять чувство самоконтроля. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Статья по развитию речи на тему:
Статья: значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Содержания дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.

Дидактические игры развивают речь детей:

- пополняется и активизируется словарь

- формируется правильное звукопроизношение

- развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли

Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.

В процессе многий игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Всё остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила помогают развивать у детей способности торможения ( особенно в младшем дошкольном возрасте).

Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Двигательная активность детей во время игры развивает, мог ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что так же благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

Игры- занятия – ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию.

Дидактические игры – воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Роль дидактических игр в детском саду.

Ольга Белякова
Роль дидактических игр в детском саду.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Новообразования современной жизни ставят нас, педагогов, перед поиском новых методов и приёмов работы с детьми. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Наблюдая за игрой детей, ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство.

В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

а) с игрушками и предметами;

В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.

Характерной особенностью дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях. они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов. дидактическую задачу. содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача .

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях. катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка. покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность. вызывает у детей чувство удовлетворения.

В нашей группе созданы все условия для развития интеллекта детей. Созданы все условия для развития логического мышления; развития и совершенствование мыслительных операций. анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, природы, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.

В математическом уголке представлены различные дидактические игры. занимательный материал. ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Все математические дидактические игры я для себя разделила на несколько групп :

- игры с цифрами и числами «Мы считаем». «Посчитай-ка»

- игры путешествие во времени

- игры на ориентировки в пространстве («Веселые клеточки» )

- игры с геометрическими фигурами «Цвет, форма, размер». «Цветная геометрия». «Логические таблицы»

- игры на логическое мышление («Пифагор». «Колумбово яйцо». «Танграм». «Сложи квадрат». «Логические цепочки». «Что не подходит». «Монгольская игра». Вьетнамская игра»).

Я хотела бы порекомендовать книгу Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой «Готовимся к школе». Как известно, современный первоклассник приходит в школу вовсе не для того, чтобы научиться писать, читать и считать. Все это он должен уметь задолго до поступления в общеобразовательное учебное заведение. В пособии содержится богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики. Это и многое другое. классифицировать предметы, мыслить абстрактно, находить закономерности, иметь элементарные естественнонаучные представления.

В этой книге содержатся упражнения, тесты, вопросы и задания, нацеленные на подготовку ребенка к школе. Как педагог, я очень советую это пособие для дошкольников.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”

«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Прикреплённые файлы:

Источники: http://detsad-58.ru/node/260, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/03/17/statya-znachenie-didakticheskikh-igr-v-razvitii-detey, http://www.maam.ru/detskijsad/rol-didakticheskih-igr-v-detskom-sadu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Бронхит у годовалого ребенка

Бронхит у детей – это воспалительное поражение слизистой далее...

Компот из сухофруктов ребенку 5 месяцев

Кормление грудничка – наиболее волнующая далее...

Развитие речи процессе игры

Сейчас редко встретишь маму, которая может далее...

Омлет рецепт детей сковороде

Для многих из нас простой омлет на молоке — далее...

Ребенок 8 месяцев кашляет что делать

Опытные мамы! Нужет совет. Очень. В пошлую субботу далее...

Популярные статьи

Интересно