Главная » Игры для детей

Влияние игры на детей дошкольного возраста

Игра – это основное времяпрепровождение ребенка дошкольного возраста. Игра оказывает влияние на воспитание и психику детей, их развитие, в том числе на развитие речи. Со стороны кажется, что ребенок просто играет: собирает пирамидку, стоит башню из кубиков, катает куклу в коляске, гоняет машинки, собирает пазл, но, на самом деле, не все так просто как кажется на первый взгляд. Не стоит недооценивать влияние игры на развитие детей. Давайте разберемся в этом вопросе поподробнее.

Влияние игры на развитие детей

Детская игра – это состояние, в котором ребенок пребывает большую часть своего времени. С помощью игры дети узнают мир вокруг себя, выражают эмоции, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, легче усваивают новые знания.

Для внимательного родителя или воспитателя в детском саду, игра – важный диагностический инструмент, который помогает понять физическое и эмоционально состояние ребенка и откорректировать отклонения.

Сначала в жизни ребенка появляются познавательные игры. С первых дней жизни малыш тянется к игрушкам над кроватью, к очкам бабушки и другим вещам, чтобы исследовать их: потрогать ручками и попробовать на вкус. Так он узнает, что предметы бывают гладкими и пушистыми, твердыми или мягкими, теплыми или холодными.

Далее идут логически-процессуальные игры – это повторение простых ситуаций, часто встречающихся в жизни взрослого человека.

И, наконец, наступает черед подражающих игр. Здесь ребенок моделирует разные ситуации, распределяет роли, переходит к коллективным играм.

Влияние игры на развитие детей – развитие речи

На развитие речи детей влияют два важных фактора. Во-первых, с ребенком с самого рождения (!) надо постоянно разговаривать. Песенки, стихи, потешки – дети это очень любят. Все время говорите, что происходит вокруг. Даже если вам кажется, что ничего не происходит, для ребенка это все интересно. Читайте книжки, показывайте картинки, задавайте вопросы.

И второй фактор, влияющий на речь – это развитие мелкой моторики рук. Сейчас можно найти очень много пальчиковых игр для детей, где сочетаются упражнения для детских ручек и потешки. Малыши с удовольствием играют в такие игры и даже не подозревают, что родители, оказываются, заботятся в этот момент об их развитии.

Подвижные игры

Подвижные игры оказывают положительное влияние на физическое развитие детей. Они развивают силу, ловкость, выносливость, умение помогать друг другу, способность работать в команде. Во время подвижных игр на свежем воздухе улучшается дыхание и ускоряется кровообращение. Насыщенная кислородом кровь питает мозг, что положительно сказывается на умственном развитии детей.

Дошкольнику ежедневно необходимо проводить на улице 4 часа (2 раза в день по 2 часа).

У такого ребенка будет хорошее здоровье, физическое развитие и аппетит. До 7 лет для детей гораздо важнее подвижные игры на улице, чем всякие кружки после садика.

Виды игр и их влияние на развитие детей

Существует множество детских игр. Условно их можно разделить на 2 больших вида: творческие и игры с правилами.

Творческие игры могут быть индивидуальными и групповыми, дети могут придумывать сюжет сами или разыгрывать сказки и сцены из жизни. Общее здесь то, что дети сами решают, во что они будут играть, развивают сюжет игры, подбирают игрушки, распределяют роли. Задача взрослого здесь – организовать детей, возбудить их активность и творческую фантазию, но при этом не предлагать готовых решений, чтобы дети могли проявлять самостоятельность. Такие игры учат определенным нормам поведения, способности слушать друг друга, договариваться, помогать, выходить из сложных ситуаций, принимать решения. Казалось бы, простая игра в посудку или доктора – а какая польза и влияние на развитие!

Игра с правилами – это решение определенной задачи, соблюдая правила. Такие игры очень увлекательны, но требуют от детей умственных усилий, сообразительности и внимания. Примеры таких игр: фанты, съедобное — несъедобное, палочка-выручалочка.

Как видите, любая игра является развивающей для ребенка. В процессе игры (творческой или игры с правилами) ребенок приобретает новые знания, свой личный опыт, который применяет потом и в других условиях. Играя, дети запоминают цвета, формы, цифры, буквы, осваивают правила поведения в обществе и т.д. Так что, уважаемые родители, прекратите учить и воспитывать детей, просто играйте с ними!

Читайте так же:

Значение игр в развитии дошкольников

Ни для кого не секрет, что главной и ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Только в игре происходит зарождение и развитие всех остальных форм деятельности детей данного возраста, через игру ребенок познает окружающий его мир, а также учится взаимодействовать с ним. Именно в игре малыш обучается полноценно общаться со сверстниками, подчинять свои желания игровым правилам, развивает психические процессы, среди которых восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание, формирует свои первые нравственные чувства. Игра является своеобразным способом вхождения детей во взрослый мир, репетицией взрослой жизни для ребенка, которая готовит его к учению и труду.

Игра для ребенка имеет то же значение, что профессиональная и трудовая деятельность - для взрослого. Можно с уверенностью сказать, что как ребенок себя проявляет в игре, так он будет себя вести в работе, когда вырастет.

Очень большое влияние игра оказывает на интеллектуальное развитие дошкольников. Предметы, используемые ребенком в вымышленном пространстве игры, первоначально замещают ему реальные объекты жизни взрослых, именно они в дальнейшем становятся опорой для мышления. Затем постепенно он перестает опираться на предметы-заместители, начиная действовать во внутреннем, умственном плане. Так, игра стимулирует развитие образного мышления. Так как в игре малыш берет себе какую-либо социальную роль, у него развивается важная мыслительная способность он видит игровой предмет с разных сторон, становится на различные точки зрения, представляет другой взгляд, который отличается от его собственного.

Кроме того, игра способствует развитию связной речи дошкольников. Игровая ситуация требует от них наличия определенного уровня развития речи. Поэтому необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует у детей развитие связной речи.

Игры для развития дошкольников формируют произвольность поведения и все психические процессы (от элементарных до сложных). Играя, дети могут лучше сосредоточиться и больше запоминают, нежели по прямому заданию взрослого. Им необходимо сосредоточиться на предметах, которые включены в игровую ситуацию, а также на содержании разыгрываемых действий. Малыш, который не желает быть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация, не запоминает условий игры, обычно изгоняется сверстниками. Следовательно, благодаря потребности в общении, эмоциональном поощрении, ребенк вынужден целенаправленно сосредотачиваться и запоминать.

Существуют и игры, которые способствуют музыкальному развитию дошкольников.

Наиболее сложным видом деятельности, осваиваемой малышом в течение всего дошкольного возраста, является сюжетно-ролевая игра, где дети могут выполнять различные функции взрослых, моделируют их деятельность, а также отношения между ними. Именно игровая роль удовлетворяет потребность, которая есть у каждого ребенка - быть как взрослый. В игре малышей, преимущественно, привлекает возможность изображать другого человека (как правило, взрослого).

Большое влияние игры оказывают на развитие общения детей со сверстниками, ведь оно как раз разворачивается в основном в процессе совместной игры. Играя вместе, дети должны учитывать желания и действия другого, строить и реализовывать совместные планы, отстаивать собственную точку зрения.

Таким образом, игровая деятельность оказывает сильнейшее влияние на мышление, речь, умственное и музыкальное развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста и компьютерные игры

О влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?

Психология компьютерных игр

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка.

Влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику

Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:
  1. Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  2. Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  3. Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  4. Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  5. Возникает острая потребность в иге.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети . которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники . которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры . особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:
  • Демонстративность поведения;
  • Агрессивность;
  • Недостаточное развитие речи;
  • Чрезмерная возбудимость;
  • Расстройство сна;
  • Нарушение контакта с окружающими;
  • Тревожность;
  • Дезадаптация;
  • Нарушения эмоциональной сферы;
  • Проблемы с социализацией;
  • Нарушения концентрации внимания.

О ложке меда, в бочке дегтя!

Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Поделиться с друзьями:

Источники: http://news-content.ru/zdorovie/vliyanie-igryi-na-razvitie-detey.html, http://stranadetstva.ru/znachenie-igr-v-razvitii-doshkolnikov, http://wd-x.ru/baby_and_pc-games/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Какой сыр можно давать ребенку

Все мамы знают, что сыр детям очень полезен. В нём далее...

Достижения ребенка 10 месяцев

Показатели развития. За этот месяц ребенок прибавит в далее...

Мультик для 2 месячного ребенка

Всякая заботливая мама далее...

Готовить рыбу годовалого ребенка

Благодаря высокому содержанию легкоусвояемых далее...

Какой детский сад нужен ребенку

Когда первые приятные далее...

Популярные статьи

Интересно