Главная » Игры для детей

Средства игры дошкольном возрасте

Игра как средство развития дошкольников

Значение игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Черных Наталья Романовна, воспитатель МБДОУ Журавлик , РС(Я) Алданский район, пос. Нижний Куранах.

Опыт работы воспитателя говорит о большом влиянии игры на психологическое и умственное развитие дошкольника, что способствует полноценному формированию личности.

Данная статья предназначена для воспитателей МДУ и родителей.

Цель работы. показать значение игры как ведущей деятельности ребенка -дошкольника

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах Без адреса проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками. причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом что такое . Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс что такое - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм. чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями. сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях - социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует.

Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть. укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка.

Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Чепайкина Инна Аркадьевна

В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля у дошкольников.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Инновационные проекты и программы в образовании , Чепайкина Инна Аркадьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чепайкина Инна Аркадьевна Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-samokontrolya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09).

Чепайкина Инна Аркадьевна Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста Инновационные проекты и программы в образовании (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-samokontrolya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09).

Чепайкина Инна Аркадьевна (2013). Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. Инновационные проекты и программы в образовании URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-samokontrolya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чепайкина Инна Аркадьевна Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №4 С.42-44.

Чепайкина Инна Аркадьевна Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста Инновационные проекты и программы в образовании (2013).

Чепайкина Инна Аркадьевна (2013). Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. Инновационные проекты и программы в образовании

Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Корабельникова О.Ю.,
воспитатель средней группы №2

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного.

В последние десятилетия стал активно исследоваться этический, нравственный аспект отношения человека к природе.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем, как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Положительное воздействие на экологическое воспитание детей имеют народные игры, так как многие из них связанны с природой. Эти игры развивают мышление и воображение, направлены на приобщение детей к добру, взаимопомощи.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Совместное исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс экологического образования являются игровые обучающие ситуации (ИОС).

Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения, учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников.

В связи с этим представляется возможным выделить три класса игр.

Первый класс - игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры.

Второй класс - игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса.

Третий класс - традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.

Среди игр первой группы выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к живому, несут большой познавательный интерес: Тонет – не тонет , Кто скорее соберет в корзину , Беги ко мне , Кто как одет , Что мягкое, что жесткое и др.

Сюжетно - отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: Зоопарк , Ветеринарная поликлиника . Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируются правильное, гуманное отношение к миру животных. Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. Это Колобок путешествует , Отдых на реке , Вершки, корешки и др.

Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в непринужденной игровой форме. Звери, птицы, рыбы , Птицелов , Четыре стихии , Цветочный магазин .

Музыкальные игры позволяют активизировать экологическое образование детей через слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры, впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал, например такие игры, как Времена года , Какой сегодня день? , позволяют указать и объяснить природные явления. Это могут быть игры: Что за птица прилетела? ; Какое море? и другие.

К интеллектуальным можно отнести игры: Экологические кубики , Волшебные превращения и др. Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы.

Следующим видом игр можно назвать игры-забавы и развлечения. К ним относятся викторины, КВН, Поле чудес и другие. Они расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, доставляют большое удовольствие.

Празднично-карнавальные игры тоже носят экологический характер. В них дети выражают свое отношение к данным объектам и явлениям природы, углубляют свои представления о них Сбор урожая , Золотая осень и другие.

Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников. С детьми проводят игры со встречей Масленицы, закликают жаворонков, провожают зиму и пр. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты.

Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: Что бывает желтым? , Какие цветы красного цвета , Мягкий, колючий .

Создание и использование игровых обучающих ситуаций позволяет решать не только конкретные природоведческие задачи, но и осуществлять экологическое воспитание в целом.

Список используемой литературы:

  1. Зебзеева В.А. О комплексном использовании игр в экологическом образовании дошкольников // Педагогический журнал. 2003.№ 217. С. 28-30.
  2. Менджерицкая Д.В. воспитателю о детской игре. М. просвещение, 1982.
  3. Николаева С.Н. место игры в экологическом воспитании дошкольников. М. Новая школа, 1996.
  4. Николаева С.Н. Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей. М. Новая школа. 1996.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1989.

Источники: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/igra-kak-sredstvo-razvitija-doshkolnikov.html, http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-samokontrolya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta, http://detsad-vishenka.ru/roditelyam/konsultaczii-speczialistov/konsultacziya-pedagoga/igra-kak-sredstvo-ekologicheskogo-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Плохой аппетит ребенка 9 месяцев

Многим родителям знакома далее...

Развивающие игрушки 10 лет

Купить подарок для мальчика на 10 лет в далее...

Меню на неделю для кормящей мамы новорожденного

Вы знаете, а у меня молоко так и не далее...

Ацикловир при грудном вскармливании

Такое неприятное заболевание, далее...

Обтереть ребенка сбить температуру

Прежде чем говорить о далее...

Популярные статьи

Интересно