Главная » Диагностика детей

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

Методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме:
Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей.

Содержание заданий для проверки уровня музыкальных

  1. Узнавание знакомой мелодии –«Петушок» -р.н.п. Красева
  2. Внешние проявления (эмоциональные), реагировать на «весело –грустно» -«Праздничная» -Л. Сидельникова, «Осенняя песенка» -А. Александрова

1.Подпевание знакомой мелодии с сопровождением –«Ладушки» -р.н.м.

2.Различие динамики звучания. Муз. дидактич. игра «Громко-тихо» Е.Тиличеевой (хлопают и топают то тише, то громче.

3.Различие звука по высоте (воспроизведение звукоподражания) «Курица и цыплята»-дидактическая игра

4.Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.Муз. дидакт. Игра «Чей домик» Е. ТИличеевой

  1. Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков (прохлопать –«мама, Имя)
  2. Согласовывать движение в соответствии с характером и ритмом музыки. Укр. Народная мелодия. Менять движение соответственно музыке ( бег и притопывание ногой)

3. Показать игровой образ (зайчики прыгают, мишки )»Зайчики» -Ломовой, «Мишка» -Раухвергера

1.Узнавание знакомой мелодии по вступлению и заключению. «Барабанщик» -Красева

2.Внешние проявления (эмоциональные), реагировать на «весело –грустно» -«Ах ты, береза» -р.н.м.,»Обидели» -Агафонникова

Высказывание о характере муз. различие 2х-частной формы «Сороки» -В.Герчик

1.Подпевание знакомой мелодии с сопровождением «Конь огнь»

2. Повторение малознакомой попевки без сопровождения, после прослушивания –«У кота –воркота»

3.Различие динамики звучания. «Барабанщик» -Красева, «Колыбельная» -Левидова

4..Различие звука по высоте. Примеры из «Музыкального букваря» ( в пределах октавы, септимы, сексты) «Птицы и птенчики» -Тиличеевой

1.Воспроизведение в хлопках, притопах, на муз. инструментах простейшего ритмического рисунка мелодии. «Петушок»р.н.м.

2.Движение в соответствии с характером и ритмом музыки, с контрастными частями ( плясовой, маршевый характер) «Ах ты, береза» -р.н.м. Марш -Ломовой

3. Умение заканчивать движение с окончанием музыки

4.Различие части в 2х, 3х-частном произведении ( меняя движение или направление движения), «Сороки» -Герчик,

«Игра с куклой» -р.н.м. Ломовой

5. Передача в движении музыкально-игрового образа- «Конь» -Банниковой

1.Узнавание знакомой песни, фортепьянной пьесы по вступлению и заключению.

2.Определить правильность мелодии знакомой песни. «Журавушка» -Вихаревой

3. Закончить мелодию песни на тонике

4. определить мажор, минор –«Парень с гармошкой», «Колыбельная»- Свиридова,

5.Высказывание о характере муз. жанрах (марш, полька, вальс, колыбельная) (использование дидактич. игр –«Какая музыка») различие 2х-частной формы -Полька

1.Спеть правильно знакомую песню без инструмента. «Печь упала»-ч.н.м.

2.Повторение малознакомой попевки без сопровождения, после прослушивания «Лиса по лесу ходила» -р.н.п. Попатенко

3.Различие динамики звучания.

«Барабанщик» -Красева, «Колыбельная» -Левидова

4.Различие звука по высоте. Примеры из «Музыкального букваря» ( в пределах октавы, септимы, сексты, квинты) «Качели», «Эхо»

1.Воспроизведение в хлопках, притопах, на муз. инструментах ритмического рисунка мелодии. «Андрей-воробей»-р.н.п.

2.Движение в соответствии с характером и ритмом музыки, с мало контрастными частями –фр.н.м.обр.Ломовой

3. Умение заканчивать движение с окончанием музыки. Марш -Ломовой

4.Различие части в 2х, 3х-частном произведении ( меняя движение или направление движения) «Игра с куклой» -Ломовой

5. Передача в движении музыкально-игрового образа «Хитрая лиса» -Ломовой

1.Узнавание знакомой песни, фортепьянной пьесы по отдельным фрагментам «Вальс-шутка» -Шостаковича

2.Определить правильность мелодии знакомой песни –«Листопад» -Попатенко

3. Закончить мелодию песни на тонике –«Лиса по лесу ходила» -р.н.п.

4. определить мажор, минор «Три настроения» -Г.Левкодимова (дидактич игра)

5.Высказывание о характере муз. жанрах ( полька, вальс, пляска,) (использование дидактич. игр) «Полька» -Штрауса, «Вальс-шутка» -Шостаковича, «Камаринская» -Чайковского

различие 3х-частной формы –«Итальянская полька» -Рахманинова

1.Спеть правильно знакомую песню без инструмента. «Лесенка» -Тиличеевой

2.Повторение малознакомой попевки без сопровождения, после прослушивания «Пастушья песня»-ф.н.п.

3.Подбор по слуху мелодии на металлофоне –«Василек»-р.н.п.

4.Различие динамики звучания.

«Барабанщик» -Красева, «Колыбельная» -Левидова

5.Различие звука по высоте. Примеры из «Музыкального букваря» пределах квинты, терции)

1.Воспроизведение в хлопках, притопах, на муз. инструментах ритмического рисунка мелодии. «Небо синее»-Тиличеевой

2.Движение в соответствии с характером и ритмом музыки, с мало контрастными частями. Фр.н.м.обр.Ломовой

3. Умение заканчивать движение с окончанием музыки. Марш со сменой ведущего!» -Ломовой

4.Различие части в 2х, 3х-частном произведении ( меняя движение или направление движения) «Игра с куклой» -Ломовой

5.Ипровизация пляски, сочинение танца «Потанцуем» -Л.н.м. Кепитаса

6. Передача в движении музыкально-игрового образа «Котик и козлик» -Тиличеевой

Критерии оценки уровней музыкального развития ребенка.

Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива.

Быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.

Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.

Не способен к самостоятельности.

Диагностика музыкальных способностей детей

Выявлять любые способности вашего ребенка необходимо в раннем возрасте. Ведь в этом случае есть гораздо больше шансов успешно их развить.

К музыкальным способностям детей относятся музыкальный слух, способности игры на музыкальных инструментах и чувства ритма.

Диагностика музыкальных способностей детей

Особенно важно обращать внимание на способности детей музыкальным педагогам детских садов. Методические рекомендации по диагностике музыкальных способностей детей, таблицы, в которые можно будет заносить результаты в зависимости от критериев оценивания, можно найти в специальной дидактической литературе или же на специализированных сайтах в интернете.

Критерии оценки музыкальных способностей детей

В специальной таблице, в которую должны будут заноситься результаты предварительного просмотра детей для выявления у них музыкальных способностей, помимо фамилий и имен детей группы детского сада, будет заноситься также информация относительно различных критериев оценки.

Музыкальные способности оцениваются по следующим критериям:

  • Различает ли ребенок звуки согласно их высоте (низкие-высокие);
  • Движения ребенка соответствуют ритмическому узору музыки;
  • Узнавание мелодий, знакомых ребенку;
  • Подпевание повторяющимся фразам музыкальных произведений. При этом повторение может быть как вместе с педагогом, так и самостоятельно;
  • Ребенок различает звуки в пределах высоты октавы (для детей старшей группы);
  • Имеет чувство ритма и темпа. Поет согласно с темпом и ритмом предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая других детей или педагога.
  • Ребенок различает по звучанию различные музыкальные инструменты. К примеру, с легкостью может отличить звук фортепиано от звука скрипки или любого другого музыкального инструмента;
  • Распознает различные музыкальные жанры;
  • Внимательно слушает музыкальное произведение до конца;
  • Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Начинает и заканчивает песню вовремя, без спешки или отставания;
  • Способен определять жанр прослушанного музыкального произведения без подсказок со стороны педагога;
  • Распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;
  • Способность к движениям, соответствующим характеру музыки. А также способность менять эти движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения.

Для того, чтобы сделать правильную оценку музыкальных способностей ребенка, педагогу необходимо учитывать все эти критерии. И только на основе всех вышеперечисленных аспектов можно говорить о музыкальных способностях того или иного ребенка.

Ребенок может не обладать достаточно хорошим голосом, но при этом четко различать ноты, определять их высоту и тональность. Или же ребенок может безошибочно различать на слух малейшую «фальшь» в мелодии. Также он может хорошо различать жанры музыкальных произведений или подстраивать свои движения под определенный ритм без посторонних подсказок.

Однако, то что касается распознавания музыкальных инструментов и умения безошибочно их называть, зависит от общего развития ребенка. Если ему в раннем возрасте уже известны названия тех или иных инструментов, то это может говорить о прекрасном умственном развитии. Но к музыкальному слуху и способностям это может не иметь никакого отношения. То же самое, впрочем, можно сказать и о жанрах музыкальных произведений.

Если вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке или танцам, старайтесь развивать эти навыки сразу же, начиная с раннего детства, а не откладывая до того момента, когда ребенок об этом попросит.

Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

К вопросу о необходимости и пользе музыкального образования всегда существовало неоднозначное отношение со стороны родителей и педагогов. Но наиболее важным аспектом этой проблемы является задача обнаружения способностей к музыке и выявление многочисленных распространённых заблуждений на эту тему.

Нередко приходится слышать сетования родителей на отсутствие у ребенка музыкального слуха и их мнение о бесполезности занятий музыкой. А знают ли родители о диагностике музыкальных способностей и психологии развития музыкальных задатков у детей?

Музыку нужно слушать, но в большей степени… слышать!

Способности к музыке не могут существовать обособленно. Комплекс музыкальных способностей получает свое развитие в процессе музыкальной деятельности детей.

Музыкальные наклонности – явление многогранное. Оно объединяет в себе как конкретные физиологические параметры. такие как слух, ритмическое чувство, моторику и т.д. так и необъяснимое субъективное явление, именуемое музыкальным чутьём. Причём, вторая категория не менее важна, чем первая: физиологические данные обеспечивают успешность технологического процесса овладения музыкальными произведениями, а музыкальная интуиция эмоционально оживляет исполнение, оставляя незабываемые впечатления у слушателей.

В основе стремления к музыкальным занятиям лежит именно музыкальное чутьё. Ребёнку, не проявляющему интерес к музыке, будет сложно преодолевать трудности овладения тем или иным инструментом. Возможно развитие музыкального слуха. моторики, чувства ритма. координации, можно достичь положительных результатов в постановке голоса, легко определиться с выбором музыкального инструмента, но способность интуитивного чувствования музыки далеко не всегда и не у всех подлежит развитию и совершенствованию.

Мой ребёнок не умеет петь! Зачем ему учиться музыке?

По оценке среднего обывателя слух связывается с чистым голосовым интонированием. Это одна из самых распространённых ошибок при самостоятельной диагностике музыкальных способностей детей. Многие, послушав пение своего малыша, выносят вердикт о том, что ему «медведь наступил на ухо ».

Однако следует помнить, что способность к владению голосом – специфическое умение. У кого-то есть природная данность этой способности, другие работают над её выработкой долгие годы, и нередко, на закате самой «крутой» карьеры так и не овладевают ею. А ведь часто встречаются дети, не способные управлять голосом, но умеющие отлично слышать музыку. Многие из них в дальнейшем становятся замечательными профессиональными музыкантами.

«Технология» определения музыкальной одарённости детей

Что же делать родителям для выявления музыкального дарования у детей? Первостепенным условием при работе над процессом диагностики музыкальных способностей детей является прослушивание самой разнообразной, желательно, академической музыки. Непременно нужно посещать с ребёнком концерты классической музыки, тщательно выбирая программы, которые состоят из необъёмных произведений -пусть это будут самые известные классические музыкальные произведения или какая-нибудь тематическая подборка, например, подборка музыкальных произведений о природе .

Полезно прослушивание различных инструментов, музыкальных групп и исполнителей разных эпох. Детям нужно давать понятие о музыкальных инструментах и жанрах в доступной, понятной для них форме.

Очень важно следить за реакцией малыша – самым главным показателем природных музыкальных данных. Ребёнок, обладающий скрытым запасом музыкальных способностей, внимательно слушает мелодию или любимую запись, танцует или, замирая, прислушивается к мотиву, проявляет большой интерес и яркое эмоциональное отношение.

Артистичность и выразительность при чтении стихов. также являющемся одним из видов исполнительства, может быть свидетельством эмоциональности и склонности к художественному самовыражению в музыкальных произведениях. И, наконец, как ни странно, последним, а, отнюдь, не первым способом диагностики музыкальных способностей является проверка слуха.

При правильном профессиональном отношении к процессу совершенствования способностей музыкальный слух может развиваться. Ведь музыкальные наклонности являются как очевидной природной данностью, так и обладают неожиданными тенденциями динамики. Нужно лишь помнить о том, что приоритетным критерием выбора музыкального образования является желание самого малыша, его любовь к музыке. Взрослым необходимо раскрыть этот многогранный мир, эмоционально наполнив стремление ребёнка к развитию, и тогда он преодолеет самые сложные препятствия на пути к освоению любой профессии.

Автор – Ирина Бекян

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/10/27/diagnostika-muzykalnykh-sposobnostey-detey, http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/diagnostika-muzykalnyx-sposobnostej-detej.html, http://music-education.ru/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostej-detej-kak-ne-oshibitsya/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Режим дня ребенок 3 мес

Перерыла десятки сайтов, пока дошла до этого. далее...

Грыжа ребенка 6 месяцев

Среди всех грыжевых образований у детей первого далее...

Самообразование пальчиковые игры развитии речи

Соловьевой Светланы Дмитриевны СВЕДЕНИЯ О далее...

Массаж 5 месячных детей видео

Взглянув на новорожденного ребенка далее...

Чем кормить ребенка в 9 месяцев рецепты

Куриное мясо -одна далее...

Популярные статьи

Интересно