Главная » Диагностика детей

Этапы диагностики детей с нарушением слуха

§ 4. Этапы обследования ребенка с РДА. Типы аутистического дизонтогенеза. Наблюдение динамики развития аффективной сферы. Изучение особенностей познавательной сферы.

§ 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Специфические трудности психолого-педагогического обследования детей этой группы обусловлены непониманием или недопониманием ребенком обращенной речи, отсутствием или неразборчивостью собственной речи. Все это вызывает трудности коммуникации психолога с испытуемым и ограничивает возможности применения стандартизированных экспериментальных методик. Т. Г. Богданова выделяет особые задачи изучения таких детей в зависимости от их возраста и периода психического развития.

В раннем дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание психолога должно быть обращено на особенности развития речи и познавательной сферы, прежде всего на формирование взаимоотношений между мышлением и речью, а также на развитие движений.

В подростковом и юношеском возрасте отставание в развитии наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, зависящих от уровня развития словесной речи, — словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения, которые и должны быть исследованы в первую очередь. Сохраняются и некоторые особенности в развитии двигательной сферы — замедленный темп движений, овладения двигательными навыками, трудности сохранения статического и динамического равновесия. Эти особенности должны выявляться и учитываться при профессиональной ориентации подростков и юношей.

Большое значение имеет в этом возрасте изучение личностных особенностей и самосознания как факторов, влияющих на степень компенсации нарушения и определяющих возможности социально-трудовой адаптации.

Диагностика уровня психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте в дифференциальном плане очень сложна, так как разные отклонения в развитии могут иметь такие сходные внешние проявления, как трудности общения, отсутствие речи. Основным методом изучения детей с нарушенным слухом в младенчестве и раннем возрасте является наблюдение.

10. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М. 1993.

11. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М. 1965.

12. Переслени Л. И. Слободяник Н. П. Шушковская А. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и классы коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников //Дефектология. 1998. № 2.

13. Петрова В. Г. Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М. 2002.

14. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М. 1986.

15. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. 1990.

Глава 9. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Исследования частных вопросов нарушений личности должны проводиться не путем срезового исследования, а в соотношении с реальной динамикой жизни данной личности, ибо личность есть всегда формирующаяся, развивающаяся система.

§ 1. Задачи изучения ребенка с нарушением слуха в зависимости от возраста и периода психического развития. Параметры психолого-педагогического изучения детей первых трех—четырех лет жизни. Обследование детей дошкольного и школьного возраста. Схема заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования.

§ 2. Специфические требования к организации и проведению обследования ребенка с нарушением зрения. Критические периоды в развитии ребенка и выбор направлений обследования. Требования к характеристикам стимульного материала. Качественные параметры оценки выполнения диагностических заданий.

§ 3. Проблемы дифференциальной диагностики детей с ДЦП. Задачи изучения ребенка в зависимости от возраста и периода психического развития. Типичные феноменологические особенности развития при ДЦП. Психологические особенности ребенка с ДЦП. Углубленное психодиагностическое обследование ребенка. Психологическое обследование семьи. Исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста. Требования к психодиагностике детей с ДЦП.

Методы обследования слуха

Основными методами обследования слуха являются аудиометрия, импедансометрия и отоакустическая эмиссия.

Разновидностями аудиометрии являются тональная, игровая и речевая аудиометрия.

Тональная аудиометрия - это определение порогов слышимости на частотах от 125 до 8000 Гц. Измерения проводятся в специально оборудованной, защищенной от шума комнате. Сигнал подается в ухо пациента либо через наушник или вкладыш (исследование воздушной проводимости), либо через костный вибратор (исследование костной проводимости). Пациенту предъявляются звуки различных частот с разной интенсивностью. Когда пациент слышит звук, он сообщает об этом, нажимая сигнальную кнопку. Поскольку результат определяется по реакции пациента, измерения организованы так, что пациент не видит, когда оператор переключает частоты и изменяет интенсивность сигнала. По результатам измерений строится аудиограмма, которая необходима для правильного выбора и настройки слуховых аппаратов.

Для исследования слуха у детей младше 4-х лет применяется игровая аудиометрия. Специальная методика позволяет определять состояние слуха у детей в процессе игры.

Речевая аудиометрия является основным методом определения состояния слуха до и после протезирования и оценки качества слухопротезирования. Врач предъявляет пациенту специальные тестовые последовательности слов, которые воспроизводятся с различными уровнями громкости. Пациент повторяет услышанные слова. Результат определяется по количеству правильно услышанных слов при соответствующих уровнях громкости. Речевая аудиометрия позволяет более точно подобрать и настроить слуховой аппарат с целью достижения максимально возможной разборчивости речи. Особенностью речевой аудиометрии является то, что в отличие от других методов обследования она позволяет не только врачу, но и пациенту объективно оценить состояние собственного слуха и эффективность слухового аппарата.

Импедансометр Interacoustics AT235

Акустическая импедансометрия применяется для обследования и выявления причин заболеваний среднего уха. Как правило, с помощью импедансометра сразу проводится два исследования – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия. Тимпанометрия позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек. Измерение акустических рефлексов регистрирует сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию. При обследовании в ухо пациента вставляется специальная пробочка, соединенная с импедансометром, через которую в наружном слуховом проходе создается отрицательное или положительное давление, а также подаются различные звуки. Результаты измерений, выводимые на принтер в цифровом и графическом виде, дают важную информацию о состоянии среднего уха, барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, и могут помочь в диагностике таких заболеваний, как различные виды отитов, отосклероз и др.

Ранняя диагностика нарушений слуха методом ОАЭ

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) - это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые свидетельствуют о нормальном функционировании слухового рецептора. Эти колебания могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Чаще всего метод ОАЭ используется для скрининга новорожденных и для обследования слуха детей первого года жизни. Если ОАЭ регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога. Процедура абсолютно безболезненная, занимает всего несколько минут, и может проводиться, когда ребенок спит.

Существуют также другие методы обследования слуха, которые более сложны и применяются, как правило, в условиях клиники.

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0241/2_0241-253.shtml, http://pedlib.ru/Books/2/0241/2_0241-252.shtml, http://www.otoskop.ru/rus/vse-o-sluxe/metody-obsledovaniya-sluxa/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Подвижные игры для детей 3 4 лет

Знакомилкас мячом . Если не все гости знакомы между далее...

Памятка детям на летние каникулы пожарная безопасность

Памятка по охране безопасности жизни во время каникул Правила далее...

Ребенку 1 5 месяцев заболела мама сделать

Насморк, больное горло, далее...

Развивающие мультики игры детей 3 лет

При огромном желании общаться, у детей еще нет далее...

Почему пахнут сопли ребенка

Извините, что отвечаю с опозданием, раньше ответить не далее...

Популярные статьи

Интересно