Главная » Диагностика детей

Диагностика коммуникативных навыков детей

Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Наталья Золотова
Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Диагностика коммуникативных умений дошкольников

Умения слушать и слышать другого;

Умение участвовать в свободной беседе;

Умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

Умение понимать чувства и настроения другого;

Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

• Наблюдение за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности.

• Беседы с детьми

• Тест «Эмоциональные состояния» /с использованием пиктограмм/

Методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников

/разработана болгарским исследователем Ф. Г. Даскаловой.

Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М. 1989./

Изучение коммуникативных умений детей проводится путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог. поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Критерии оценки коммуникативных умений :

Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.

Ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

(создается таблица с перечнем умений )

Характер общения со сверстниками

Уровень коммуникативных умений ребенка

Вступать в диалог

Пони-мать собесе дника

Ясно выражать свои мысли

Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Полнотекст

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).

В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативныеспособности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия нормативной ситуации (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Цель нашего исследования состояла в разработке методического инструментария, позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий включал анкету для воспитателя и набор диагностических методик для детей 5-6 лет. Анкета состояла из 10 вопросов, направленных на оценку способности детей старшей и подготовительной к школе групп к позитивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним.

Разработанный подход включает три аспекта коммуникативных способностей: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие; коммуникации со взрослыми и коммуникации со сверстниками. Указанная структура соответствует сложившейся психолого-педагогической практике, в которой традиционно различаются две сферы коммуникации ребенка - со взрослыми и со сверстниками.

Апробация методического инструментария была проведена в трех старших и трех подготовительных к школе группах различных дошкольных учреждений г. Москвы. Всего в обследовании приняли участие ребенка (47 детей пятилетнего возраста и 47 детей шестилетнего возраста).

По результатам анкетирования и диагностического обследования, во-первых, обнаружилась положительная динамика развития коммуникативных способностей детей от старшей к подготовительной группе детского сада. Во-вторых, уровень развития способностей детей в сфере общения и взаимодействия со взрослыми оказался выше, чем в сфере взаимодействия и общения со сверстниками.

В целом материалы обследования подтвердили возможность выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников с помощью предложенного методического инструментария.

Указанная структура коммуникативных способностей отражается в полученных результатах, что подтверждает адекватность предложенного подхода.

Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.

Проект Волшебный мир общения»

МАДОУ Детский сад №46 г. Тобольска

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Проблема: анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

  • Выявить причины нарушения общения
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы « Почемучка».

Срок реализации: 2009 – 2011год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Выбор темы и разработка педагогического проекта.

- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения

- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.

- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

- Апробирование методики игры

- Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

- Подведение итогов работы с детьми (диагностики)

- Изготовление фотоальбома « Будем крепко мы дружить»

Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.

Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.

Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-komunikativnyh-umenii-doshkolnikov.html, http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10458.php, http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news3218.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Развитие ребенка в 3 5 месяца

Рассмотрим основные показатели далее...

Новорожденный плачет во сне причины

Будущие родители заранее готовятся к бессонным ночам. Всем далее...

Воспаление ушных лимфоузлов у ребенка

Достаточно распространенным заболеванием далее...

Меню 11 месячного ребенка таблица

или войти с помощью: СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ! На далее...

Температура 37 8 у ребенка 3 годика

(Средняя оценка: 4 ) Повышение температуры тела у ребенка далее...

Популярные статьи

Интересно