Главная » Диагностика детей

Диагностика эмоционального состояния ребенка

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников

Диагностика эмоционального развития дошкольников

Цветовой тест эмоциональных состояний

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представленына рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

Мы предлагаем вам интерпретацию цветовых выборов и цветовых ассоциаций. Безусловно, следует соотнести полученные результаты с вашими наблюдениями за ребенком во время занятий или наблюдениями педагога.

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Методические разработки

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА В ЦЕНТРЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непосредственно воспитателем.

Во-первых, воспитатели не имеют достаточной психологической подготовки, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования. Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка. Результат диагностики в этом случае ошибочен.

Для оценки эмоциональных проявлений к.п.н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

    • 1 балл - спокоен, нерешителен, малоактивен,
    • 2 балла - таращится, пялит глаза, уклоняется,
    • 3 балла - хмурит брови, возбужден, напряжен,
    • 4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
    • 5 баллов - хватается за близкого, замирает, визжит
      • 1 балл - спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
      • 2 балла - надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
      • 3 балла - убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
      • 4 балла - все отвергает, плачет, дерется,
      • 5 баллов - орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
        • 1 балл - расслаблен, слегка улыбается,
        • 2 балла - напевает, глаза сияют, щебечет ,
        • 3 балла - обнимается, активно играет, широко улыбается,
        • 4 балла - размахивает руками, прыгает, хвастается;
        • 5 баллов - хохочет, дурачится, восторженно кричит.

        Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, воспитатель может составить карту эмоционального состояния детей группы.

        Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду, можно провести тестирование, направленное на изучение того, на сколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате воспитательных воздействий. Предлагаем вариант анкеты.

        Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. / Методика изучения эмоций. / Тест на настроение)

        Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия.

        Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых. Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии

        со списком шкалы К. Изарда. Каждая основная эмоция (тестовая шкала) имеет три градации (три пункта опросника).

        Пройти / скачать Шкалу дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. / Методика изучения эмоций. / Тест на настроение):

        Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент:

        1 – совсем не подходит;

        2 – пожалуй, верно;

        4 – совершенно верно.

        Стимульный материал (Дифференциальная шкала эмоций).

        Обработка результатов, ключ к тесту, интерпретация результатовШкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. / Методика изучения эмоций. / Тест на настроение).

        Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу Сумма . Так обнаруживаются доминирующие эмоции ( настроение ), позволяющие качественно описать самочувствие тестируемого.

        КС – коэффициент самочувствия (КС) определяется следующим образом:

        если КС ≥;1 – положительное самочувствие;

        если КС ≤;1 – отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период, следовательно, возможно депрессивное состояние – тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности.

        1. Интерес - Ин = 6
        2. Радость - Рд = 3
        3. Удивление - Уд = 2
        4. Горе - Гр = 5
        5. Гнев - Гн = 2
        6. Отвращение - От = 2
        7. Презрение - Пр = 3
        8. Страх - Сх = 3
        9. Стыд - Сд = 3
        10. Вина - Вн = 3

        Никогда не возникающие эмоции:

        • Пораженный.
        • Безумный.
        • Чувствующий омерзение.

        Низкая частота эмоций:

        • Наслаждающийся.
        • Счастливый.
        • Радостный.
        • Удивленный.
        • Изумленный.
        • Сломленный.
        • Взбешенный.
        • Гневный.
        • Чувствующий неприязнь.
        • Чувствующий отвращение.
        • Презрительный.
        • Пренебрегающий.
        • Надменный.
        • Пугающий.
        • Страшный.
        • Сеющий панику.
        • Застенчивый.
        • Робкий.
        • Стыдливый.
        • Сожалеющий.
        • Виноватый.
        • Раскаивающийся.

        Средняя частота эмоций:

        Раздел: тесты по психологии с ответами.

        Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. / Методика изучения эмоций. / Тест на настроение)

        Источники: http://ped-kopilka.ru/roditeljam/diagnostika-yemocionalnoi-sfery-doshkolnikov.html, http://www.ivalex.vistcom.ru/metod3_6.htm, http://psycabi.net/testy/364-test-na-nastroenie-metodika-izucheniya-emotsij-differentsialnaya-shkala-emotsij

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения

        Избранные статьи

        Звуки ребенка 3 месяца

        Человеческая речь, несомненно, далее...

        Процесс адаптации детей условиям детского сада

        Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш далее...

        Сколько раз в день спит годовалый ребенок

        Дети до шести далее...

        Какой режим 2 месячного ребенка

        К двум месяцам малыш уже вполне далее...

        Развивалки для годовалого ребенка

        Возможно, я Вас далее...

        Популярные статьи

        Интересно