Главная » Дети в детском саду

Психологическая адаптация детей детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад для ребенка – это новая обстановка и приспосабливание к небывалым еще окружающим условиям. Новые помещения, новые лица, новые отношения, все это по любому вызывает стресс и вынуждает малыша приноравливаться, затрачивая массу психической, а подчас и физической энергии. Поэтому, на первых парах так необходима адаптация ребенка к детскому саду.

Маленький ребенок в процессе адаптации настолько уязвим, что родители оказываются напуганы тем, сможет ли он вообще приспособиться. Впрочем, поведение их ребенка в целом достаточно типично, несмотря на уверенность мам, что как раз именно ее дитя – не детсадовское.

В период привыкания ребенка к детскому саду, он сталкивается с кардинальным изменением собственной жизни. Наступает период, когда длительное время рядом с ним нет его самых близких – мамы и папы. Появляется строгий ритм детсадовского расписания и необходимость подчиняться совершенно чужим людям – воспитателям, он сопровождается сокращением персонального внимания. Возникает пока немотивированная для ребенка неизбежность постоянного контакта с другими детьми.

В итоге – нервно-психическое напряжение, не спадающее особенно в первые дни, превращающееся в стресс с ярко выраженными отрицательными эмоциями, окрашиваемыми еще и детскими страхами. боязнью встречи с незнакомыми ему детьми, боязнью быть забытым родителями в столь неприятном ему месте. Все это выражается в приступах детского гнева, сопровождаемого истериками и плачем.

Адаптация к детскому саду в 2-3 года

Чаще всего даже общительные дети, наполненные жизненным оптимизмом, оказываясь в детском саду, поначалу снижают свою социальную активность, превращаясь в замкнутых и напряженных. В возрасте 2-3 лет малыши могут играть лишь рядом друг с другом, а не вместе, поскольку в этом возрасте пока еще отсутствует умение играть в сюжетные игры.

Лучшим показателем того, что ребенок стал постепенно привыкать к обстановке и окружению – отклик его на призывы воспитателя к взаимодействию, исполнение режима детского сада. Нередки случаи, когда замыкаясь, ребенок теряет интерес к познаванию нового, как бы самоустраняется, вплоть до того, что не решается играть и сидит в сторонке ото всех, пытаясь хоть как-то сориентироваться.

Бывает и так, что малыш, потрясенный изменениями, теряет на некоторое время привитые дома способности самообслуживания, а у отдельных детей даже снижается словарный запас, ограничиваемый лишь самыми простыми словами. Некоторые дети приобретают неуправляемую гиперактивность, а некоторые наоборот – затормаживаются. Это связывается с изначальным темпераментом ребенка и в период адаптации приходит в норму, что сопровождается восстановлением домашней активности, а это – признак успешной адаптации к детскому сада в 2-3 года.

Когда приходит время оставить ребенка на послеобеденный сон, приходится сталкиваться с его беспокойством во время отдыха, вскакиванием посреди сна с плачем, что со временем также должно прекратиться и войти в норму. Очень часты случаи, когда наблюдается падение аппетита – непривычная пища по непривычному графику, с незнакомым запахом и вкусом. Однако и к этому ребенок постепенно привыкает.

В силу особенностей многочисленных перекрестных контактов, увеличивается частота заболеваний малыша, повышается подверженность его организма более частым простудам и ОРЗ, превращающимся в хронические из-за психологической составляющей привыкания к новому месту. Очень часто, преодолев эмоциональный дисбаланс, удается справиться и с болезненностью, в том числе с простудами. Чаще всего адаптация происходит в течение первых четырех недель, однако не исключены случаи, когда период растягивается до четырех месяцев, что определенно требует особого внимания.

Рекомендации для родителей

Мальчики адаптируются менее быстро, нежели девочки, это связано с гораздо большей их привязанностью к матери. Менее склонны к привыканию те дети, которым перед посещением детского сада ничего о нем не рассказывалось, то есть его посещение оказалось для них полнейшей неожиданностью.

Чтобы облегчить период привыкания, есть некоторые рекомендации для родителей:

  • Малыш должен слышать только положительные отзывы о своем новом месте пребывания, а особенно о воспитателе, в обществе которого ему приходится проводить значительное количество своего времени;
  • Будет нелишним в разговорах с близкими знакомыми, проходящих в присутствии малыша, упоминание о том, в какое новое замечательное для него место он попал и теперь регулярно ходит, какие там хорошие и добрые воспитатели;
  • Выходные дни должны сопровождаться введением четкого режима, несколько похожего на режим в детском саду;
  • Терпение и еще раз терпение, ведь вскоре отрицательные эмоции уйдут, а им на смену явится желание посещать сад, стремиться к своим новым друзьям и игрушкам.
перейти наверх

Советы психологов при адаптации

Одним из важных советов является рассказ малышу подготавливающей к садику сказки о том, как некий зайчик (белочка), с которым ребенок ассоциировал бы, прежде всего, себя самого, пошел в детский сад и как ему (ей) там было хорошо и весело. Стоит проигрывать эту сказку в лицах с использованием игрушек. Но главным моментом сказки должен выступить эпизод возвращения мамы за малышом.

А вот то, чего психологи советуют при адаптации избегать:

  • если ребенок плачет и расстраивается дома, при одном лишь упоминании о потребности похода даже в направлении детского сада, его нельзя за это наказывать, а тем более сердиться на него. Полезно напоминать не о том, что малыш «что-то обещал и поэтому должен», а о том, что его очень любят и при этом никто и никогда нигде не оставит его навсегда;
  • в присутствии детей не следует обсуждать их слезы и реакции с другими членами семьи, а уж тем более с другими людьми;
  • детским садиком нельзя пугать, иначе он никогда не станет тем местом, куда ребенок будет стремиться;
  • о детском саде и о воспитателях нельзя отзываться плохо, особенно в присутствии малыша;
  • нельзя опускаться до обмана или нарушения данного слова, когда пообещали, что скоро вернетесь, а на самом деле ушли на полдня.

Безусловно, как сами дети, так и их родители нуждаются в помощи психологов, которые помогут обеим сторонам избежать нарастающего стресса расставания и добиться достижения осознания пользы посещения детского дошкольного учреждения. Наблюдая уверенность мамы, ребенок также вскоре расстанется со своими колебаниями и гораздо быстрее пройдет период адаптации к детскому саду.

Чтобы помочь родителям, не только воспитатель ребенка, но и психолог, могут и даже должны рассказывать им о том, как ребенок ведет себя после их ухода. Ведь именно они ответственны за детей и наблюдают за привыканием и реакцией в отсутствие родителей. Нелишней будет и содействие со стороны родителей, дети которых посещают одну группу. Знакомство и общение с ними помогут более полной адаптации

Понравилась статья? Поделитесь ей!

БИБЛИОТЕКА | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

детский психолог ДРЦ Монтессори Вершина

Журнал Мамино счастье №5 (16) Июнь 2009

Почти в каждой семье, где есть ребенок, рано или поздно наступает важный и поэтому волнительный момент – когда пришло время идти в детский сад.

Это серьезное событие в жизни каждого малыша и поэтому оно достойно достаточно серьезного внимания со стороны родителей. И в силах родителей облегчить этот этап - этап адаптации ребенка к детскому саду, помочь ему преодолеть его (с минимальными психологическими затратами). Ниже Вам предложены советы для более мягкой адаптации Вашего малыша к детскому саду, рекомендованные психологами нашего центра:

Подготовку к детскому саду можно начинать уже в год (и даже раньше). Включая малыша в группы детей (будь то развивающие занятия, коллектив детей на прогулке, развлекательные центры и т.п.), малыш начинает приобретать опыт общения, прежде всего с другими детьми. А вот во время посещения развивающих занятий перед ребёнком встаёт ещё и дополнительная задача – приспособиться к новому взрослому. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях главным взрослым может быть не мама, а кто-то другой. Намного облегчает эту задачу участие в занятии мамы, так как мама как раз является проводником между новым взрослым и ребёнком. Такая ситуация позволяет ребёнку меньше тревожиться, поскольку мама все-таки остается рядом.

Очень важно развить навыки самообслуживания, самостоятельность ребёнка. Ребенок, умеющий самостоятель но кушать, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его психологическом самочувствии. Помочь развить подобные навыки могут занятия, в содержание которых есть подобные задачи: к примеру, различные упражнения на застёгивания – расстегивания кнопок, пуговиц, замков; пересыпания – переливания и т.п. На первый взгляд, родителям эта деятельность может показаться пустяковой, но для ребёнка – это целая наука, осваивая которую он быстрее становится самостоятельным, уверенным, самодостаточным!

Важно за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад привести в соответствие распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Делать это нужно постепенно.

Все разговоры о садике с ребенком должны носить только позитивную окраску. Подчеркивайте все преимущества садика: о том, сколько новых друзей там появится, как там интересно и весело, много игрушек и разных игр; о том, как много детей хотят ходить в детский садик, но не могут, так как ещё слишком маленькие и многое не умеют – это может придать ребёнку ощущение взрослости, своего особенного и очень ответственного положения – что может добавить нужного настроя. Читайте стихи, рассказы про детский сад. (Подборку стихов про детский сад Вы можете посмотреть на нашем сайте в Рубрике В ПОМОЩЬ/Стихи для ребенка про Детский сад )

Ещё до сада можно изготовить авторский альбом, в котором бы отражалась последовательность режимных моментов, их содержание – что, за чем делают дети в детском саду. Тогда для ребёнка детский сад становится более понятным, а это снижает тревогу. Наклеивая в этот альбом фотографии с изображением тех или иных моментов (вырезки из журналов и т.п.) можно делать настоящие фотоколлажи, приклеивая фото самого ребёнка – в этом случае он уже заочно становится участником жизни детского сада.

Возможно, после того, как вы уже пошли в детский сад, у вас будут какие –то беспокойства. Постарайтесь избегать обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом, т.к. это волнение может передаться ребёнку.

При расставании с ребенком будьте уравновешены и спокойны, ведь ваше состояние полностью передается ребенку. Важно настраивать ребёнка, проговаривать, что когда вы придёте в группу, мама уйдёт, а он пойдёт в группу- это создаёт готовность к ситуации.

В первые недели, а иногда – и месяцы, избегайте шумных мероприятий (походы в театр, цирк, на дни рождения) – чтобы не растрачивать ресурс, так необходимый во время адаптации.

Если ребенок сильно плачет при расставании и хватается за маму, то прощайтесь как можно быстрее, не затягивайте расставание.

Если вы забираете ребенка раньше, всегда обращайте его внимание на то, что другие дети остаются, и их ждет много интересного.

После детского сада не утруждайте ребенка расспросами, как он провел день, старайтесь сделать пребывание дома максимально спокойным.

Не обещайте ребенку вознаграждение за посещение детского сада.

В период адаптации ребенку еще больше нужна Ваша эмоциональная поддержка. Общайтесь, обнимайтесь с малышом еще больше! И не забывайте, ребенок очень хорошо чувствует Вас! Будьте спокойны сами!

Воспитателю необходимо время для того, чтобы хорошо узнать вашего ребенка. Тесный контакт и нацеленность на конструктивное сотрудничество родителя значительно ускорят этот процесс. Опыт нашего центра показывает, что работа, направленная на постоянное взаимодействие педагогов и родителей, а также отслеживание каждого ребенка детским психологом во многом способствуют более легкому вхождению ребенка в новую для него среду.

Адаптация ребенка в детском саду без психологических травм

Адаптация ребенка в детском саду — важный этап на пути его уже самостоятельной жизни. От этого периода во многом зависит, как малыш будет воспринимать впоследствии детский сад и как быстро привыкнет к нему. Для многих детей адаптация проходит тяжело, и родителям важно помочь своему чаду преодолеть страхи.

Физическая адаптация

Дома ребенок привыкает к определенному укладу жизни. В детском саду — свой режим, порядки, правила. Принять их младенцу бывает очень сложно. Адаптация затрудняется тем, что утром малыша приходится будить, чтобы отвести в сад. Советы психолога для родителей, которые хотят помочь младенцу быстрее привыкнуть к детскому саду:

  • старайтесь сделать так, чтобы малыш высыпался и утром был полон сил;
  • узнайте режим дня в группе и постарайтесь сделать так, чтобы дома он был аналогичным;
  • рассказывайте малышу о новом периоде его жизни в позитивном тоне, хвалите и поддерживайте все его начинания;
  • позаботьтесь о повышении иммунитета младенца: адаптация часто затрудняется болезнями, связанными с коллективным пребыванием детей в одной группе;
  • знакомьте сына или дочь с садом постепенно; если адаптация проходит легко, на полный день малыша можно оставлять будет уже через 1-2 недели, если адаптация осложнена — возможно, родителям понадобятся советы профессионального психолога.

Заранее расскажите малышу, что нового его ждет в саду: собственная кроватка, новые игрушки, шкафчик для одежды. Родителям стоит позаботиться о том, чтобы младенцу было комфортно в коллективе детей. Для этого он должен самостоятельно уметь кушать, пользоваться горшком, одеваться, элементарно ухаживать за собой.

Советы психолога по этому вопросу важно учитывать родителям, которые надеются, что в саду младенца всему необходимому научат. Специалисты действительно отмечают, что в коллективе дети легче обучаются, но гораздо комфортнее им находиться в группе сверстников тогда, когда данные элементарные навыки уже доведены у них до автоматизма.

Эмоциональная подготовка ребенка

Психологически малыш должен быть готов остаться в саду без мамы. Советы психолога по этому поводу сводятся к тому, что оптимальным возрастом для отправления в сад является 3-3,5 года. К этому времени младенец уже становится достаточно самостоятельным, может объяснить свои желания и тревоги, готов слушаться и общаться в коллективе. Детям младшего возраста адаптация может даваться сложнее. Родителям важно окружить малыша вниманием, поощрять его, хвалить и подбадривать всячески.

Рекомендации педагогов в отношении эмоциональной подготовки малыша к саду включают выработку привычки у ребенка посещать дошкольное учреждение. Не нужно обманным путем заманивать чадо в садик, обещать ему игрушки или сладости за то, что он останется в группе. Придумайте какой-нибудь ритуал для прощания с малышом: например, целуйте его на прощание, обнимайте или прощайтесь за руку. Обязательно проговаривайте, что Вы вернетесь и гарантированно заберете его домой.

Интересуйтесь у воспитателя поведением малыша и его общением со сверстниками, няней. Адаптация может быть затруднена тем, что в группе у малыша могут быть конфликты с другими детьми. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком. Он должен знать, что его в семье поддержат. У детей младшего возраста выяснить, как они провели день — проблематично, поэтому важно наладить контакт с воспитателем и регулярно узнавать у него о всех происшествиях в жизни воспитанника.

Не воспитывайте в сыне или дочери негативное отношение к детскому саду. Всегда в положительном ключе родителям стоит отзываться о дошкольном учреждении, группе, воспитателях, методах обучения. Говорите ему о том, как гордитесь им, какой он взрослый и самостоятельный. Не ассоциируйте сад с работой, рутиной, долгом. У малыша должно сложиться впечатление, что посещение садика — это награда (поощрение), а не каждодневная малоприятная обязанность.

Лучшее время для адаптации

Адаптация у детей младшего возраста легче проходит в летнее время. Во-первых, длинный световой день позволяет не будить малыша в еще темное время суток и отправлять его в сад, тем самым дополнительно травмируя его психику. Летом в саду в обязательном порядке присутствуют прогулки на свежем воздухе, которые помогут ребенку легче адаптироваться к новым условиям. На летнее время не приходится пик инфекционных заболеваний, поэтому адаптация с большей вероятностью будет проходить без болезней (орз и гриппа).

Учебный год во всех дошкольных образовательных учреждениях традиционно начинается в сентябре. Это значит, что если ребенок будет посещать сад с лета, то к осени он уже привыкнет к нему и сможет полноценно участвовать в образовательном процессе. Единственным нюансом в отношении летнего пребывания в саду является то, что во многих учреждениях летом группы объединяют и в них могут находиться дети разного возраста. В таких коллективах маленьким детям сложнее привыкнуть, к тому же в разновозрастных группах часто могут возникать конфликты между старшими и младшими.

Индивидуальный подход

Универсальных советов относительно быстрой и безболезненной адаптации младенца в детском садике не существует. Каждый человек по-своему воспринимает этот процесс, переживает его и приспосабливается к новым условиям.

Во многом протекание этого периода зависит от характера самого ребенка и его психологических особенностей. Влияет на него и уровень профессионализма педагога, под руководством которого проходит адаптация малыша. Грамотная консультация педагога позволит родителям правильно подготовить младенца к саду и настроить его на нужный лад.

Если в саду есть практикующий психолог, он также может проконсультировать родителей и пообщаться с самим ребенком. Опытный специалист сможет в игровой форме выявить психологические проблемы маленького человека, найти причину проблемного поведения и коммуникативных диссонансов. Психологи в работе с маленькими детьми часто используют различные визуальные методики: анализ рисунка, сортировка предметов, ролевая игра.

Адаптация ребенка к детскому саду — сложный и ответственный период и для самого малыша, и для его родителей. Чем грамотнее она будет проведена, тем меньший стресс получит ребенок и легче приспособится к новым условиям. Если ребенок физически или психологически оказался неготовым к детскому саду, знакомство с ним, вполне вероятно, придется отложить на некоторое время. Но если Вы уверены, что ребенок уже готов к новому периоду жизни, будьте настойчивы, внимательны и аккуратны. Окружите ребенка любовью и прислушивайтесь к его желаниям, потребностям, страхам.

По секрету…

У вас проблема избыточного веса, хотите убрать бока или живот, сбросить лишние киллограмы?

Порой бывает не просто похудеть, выглядеть стройной и красивой. Диеты не помогают, в спортзал ходить не охота или он не приносит ощутимых результатов.

Мы рекомендуем прочитать реальную, историю Ирины Пеговой которой удалось избавиться от лишнего веса быстро, эффективно и без дорогостоящих процедур. Читать статью

Источники: http://psytheater.com/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu.html, http://montessorivlad.ru/page/biblio/soveti/kak_pjdgjtjvitmg_rebenka_k_detskjmu_sadu.html, http://godsvadba.ru/family/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сахар крови ребенка 11 лет

норма на тощак до 5,5 далее...

Ребенок в 3 месяца долго спит

Некоторые мамочки считают, далее...

Питание грудничка 4 месяца

В питании ребенка четвертого месяца далее...

Пол ребенка 4 месяце

Журнал → Определить пол ребенка по животу и прочие далее...

Использование природных факторов физическом развитии детей

Для решения задач физического воспитания дошкольников далее...

Популярные статьи

Интересно