Главная » Дети в детском саду

Эксперименты для детей в детском саду

Вода в детском саду

Педагогами во всем мире справедливо замечено, что дети куда лучше познают мир не через слова воспитателя/родителя или картинки из книжки, а через собственные ощущения, через собственные действия. Можно сказать, что у каждого ребенка дошкольного возраста есть определенное стремление к этому. Задача взрослых – воспользоваться тягой ребенка к познанию мира, дать ему знания с помощью эмпирического метода, то есть на собственном опыте.

Однако фактически показать окружающий мир в условиях, доступных детям, можно в его небольшом проявлении. Чаще всего за примеры окружающего мира берутся доступные материалы, например, вода в детском саду. Вода известна детям с детства, но качественно оценить ее можно только на практических групповых занятиях в дошкольном учреждении. С водой можно проводить десятки и сотни экспериментов -опыты с водой не несут никакой опасности для детей. Одним словом, для исследования вода в детском саду подходит идеально по всем параметрам.

Есть небольшая разница в особенностях преподнесения материала детям в зависимости от их возраста. Если вмладших группах возможны стихотворные вступления и пятиминутки отдыха, то в средних и старших дети уже вполне готовы воспринимать материал почти на уровне взрослого, с той лишь разницей, что им предлагаются вопросы чуть сложнее, а также предоставляют возможность самостоятельно впервые делать выводы.

Такие занятия у детей в возрасте 4-5-6 лет развивают мыслительную деятельность, повышают их наблюдательность. А если эти занятия проводятся в групповом формате, то они очень полезны и для развития речи, а также формируют полезный навык работать сообща.

Эксперименты, проводимые в том числе с участием детей, позволяют создать свою модель окружающего мира в целом и проведенного опыта-явления в частности.

Игровое занятие для средней группы на изучение свойств воды

1. Образовательные: расширить систематизированные знания о неживой природе – воде; увеличить словарный запас.

2. Развивающие: развивать мыслительную активность, умение выдвигать предположения, умение делать самостоятельные выводы.

3. Воспитательные: развивать умение работать сообща, умение не стесняться высказываться.

  • Для опыта 1: молоко, вода, 2 стакана на каждого ребенка.
  • Для опыта 2: тазик, вода, зеркало.
  • Для опыта 3: речной песок, сахарный песок, 2 миски на каждого ребенка, ложки, 2 стакана с водой на каждого ребенка.
  • Для опыта 4: термос, кипяток, зеркало.
  • Для занятия: магнитная доска, условные символы.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в лабораторию. А кто-нибудь знает, что такое лаборатория? (Место, где ученые ставят эксперименты и проводят опыты.)

Похвалите детей, если они правильно передают смысл слова. Спросите, в каких случаях они слышал это слово.

-Давайте представим, что мы уже взрослые, ученые. И сегодня мы будем ставить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся материалы, которые есть на каждом лабораторном столе. (На каждом столе стоят предметы, накрытые салфетками.) Занимайте рабочие места по два человека за стол. (Дети рассаживаются.) Уберите салфетки.
Перечислите предметы, с которыми нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют.) Кто-нибудь может представить, чем мы будем сегодня заниматься? (Дети делают предположения.) Дети, мы с вами будем сегодня изучать свойства воды.

Перед каждым ребенком стоит два стакана. В одном стакане -молоко, в другом -вода.

-Дети, что налито в каждом стакане? (Дети отвечают.) Положите в каждый стакан камушек. В каком стакане камень виден, а в каком – нет? Как вы думаете, почему? (Потому что вода прозрачная.)

Вывод: вода прозрачная, так как через нее видны разные предметы. Молоко в отличие от воды белое, непрозрачное, мутное, поэтому камень в стакане с молоком не виден.

-Отметим прозрачность воды таким символом!

К магнитной доске крепится условный символ.

Перед воспитателем стоит тазик с водой.

-Приглашаю всех к моему столу. Что стоит на столе? Все загляните по очереди в него. Что вы там увидели? (Себя, свое лицо, отражение.) Где еще человек может увидеть свое отражение? (Зеркало, витрина магазина, стекло.)

-Значит, вода способна отражать так же, как и зеркало. Теперь давайте все вместе подуем на воду и опять посмотрим на свое отражение. Что изменилось? (Лицо стало плохо видно, отражение размытое.) Почему такое происходит? (Потому что поверхность воды, когда на нее дуешь, уже не такая гладкая, как в спокойном состоянии.)

Вывод: спокойная вода хорошо отражает предметы, а в неспокойной воде изображение нечеткое и плохо видно.

-Отметим это свойство воды таким символом.

Перед детьми стоят две миски: в одной -речной песок, в другой -сахарный песок.

-Возьмите ложки и положите одну ложку сахарного песка в воду, размешайте. Что случилось с сахарным песком? (Он растворился.) Какие еще вы знаете вещества, которые растворяются в воде? (Соль.)

-Теперь возьмите одну ложку речного песка и положите в другой стакан с водой, перемешайте. Что теперь случилось? (Вода стала мутная, а песок не растворился, он осел на дно.)

Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

-Отметим это свойство воды новым символом.

Опыт 4 – различные состояния воды.

-Дети, сейчас я каждому из вас что-то раздам.

Воспитатель дает каждому ребенку в ладошку по кусочку льда.

-Скажите, что это? (Лед.) Какой он? (Холодный, твердый, тяжелый.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лед? (Дед – это тоже вода, только замороженная.)

Воспитатель достает термос.

-Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)

-Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)

-А теперь решите такую задачу. Как переместить воду из одной кружки в другую? (Ее надо перелить.) Почему вода переливается из одной кружки в другую? (Вода жидкая.)

Вывод: у воды есть три состояния:

  • лед – твердая замороженная вода;
  • пар – сильно нагретая вода, парообразная;
  • жидкая – обычная вода.

-Обозначим все это еще одним символом.

Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия.

-Ребята, какие свойства воды мы сегодня изучали в нашей лаборатории? Что мы нового узнали?

-Молодцы, дети! Мы сегодня отлично поработали, провели эксперименты, а сейчас наша лаборатория закрывается.

Автор -Наталия Титова, воспитатель.

7 простых опытов, которые стоит показать детям

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится. 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт. Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение. Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится. 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт. Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение. Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы

Понадобится. 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Опыт. В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.

Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.

Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом — съесть получившееся лакомство.

Объяснение. С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

Зажженная спичка

Опыты и эксперименты с водой

Прозрачность воды
Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Лед – это твердая вода

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждый ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Вода – жидкая, течет

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и пред­ложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Поче­му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предло­жите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель гус­той. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Вода не имеет формы

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Горячая, теплая, холодная вода

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

У воды нет вкуса

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется свой действующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкус не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипа­ния воды появляется все больше пара.

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «paдуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ракруга».

Встреча с ручейком

Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положи­те его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держал­ся и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Что­бы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капель­ницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Превращение в воду

Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в сне­гу. Что это? Это иней.

Чем пахнет вода

Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Сделать цветок из бумаги, лепестки закрутить к центру и опустить в воду. Цветы начинают распускаться. Бумага намокает, становится тяжелее.

Соленая и пресная вода

Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

Для опыта необходима ванночка или таз с водой, различные по весу предметы. Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Это зависит от веса предмета. Вода выталкивает более легкие предметы.

Источники: http://www.deti-club.ru/voda-v-detskom-sadu, http://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam-897310/, http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/opyty_i_ehksperimenty_s_vodoj/0-571

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Программа развития детей раннего возраста кроха

Образовательные программы ДОУ далее...

Игры хорошие маленьких девочек

Игры и программы связанные тегом далее...

Называют ребенка детском саду

16 окт 2009, 10:40 А мы столкнулись с небольшой далее...

Ребенка после года 37 температура

Когда у ребенка после простуды неделями, а далее...

Принять ребенку головной боли

Рождение ребенка всегда далее...

Популярные статьи

Интересно