Главная » Дети в детском саду

Адаптация ребенка детском саду литература

Адаптация ребенка к детскому саду – непростой процесс для всех его участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Как действовать мамам, папам и педагогам, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни? Об этом - в книгах и журналах из фонда городской детско-юношеской библиотеки, а также в представленных интернет-ресурсах.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб. Речь; М. Сфера, 2011. – 125с. ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).

Сборник статей известных российских педагогов, воспитателей, медицинских работников дает разностороннее и достаточно объемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и о возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых.

Статьи из журналов

Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60.

Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду? Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации? Что отличает педагогов дошкольного образовательного учреждения, у которых дети в группе испытывают трудности адаптации?

Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.

Из опыта работы по адаптации детей к детскому саду: параметры оценки адаптации детей, уровни общения в период адаптации, примерный режим дня.

Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 100-102.

Борисова, Н. Использование средств арт-терапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ // Воспитание дошкольников. – 2009. - №4. – С. 18-32.

Методы и приемы использования арт-терапии в процессе адаптации детей к ДОУ: музыкотерапия, кинезотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др.

Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С.13-18.

Этапы адаптации, инструкция для родителей «Скоро в детский сад!», сценарий праздника «Здравствуй, детский сад!».

Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. - №3. – С.51-52.

Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- №9. – С. 57-61.

Ребенок – родители – педагоги.

Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34.

Дорохина, Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.108-115.

Из опыта работы детского сада г. Москва.

Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 46-56.

Опыт «семейно- общественной» модели воспитания детей на основе взаимодействия МБДОУ и семьи в период адаптации, опыт организации группы кратковременного пребывания, в которой дети находятся вместе с родителями.

Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. – С. 46-49.

Как готовить родителей к новой жизни их ребенка? Памятка родителям «Подготовка ребенка к посещению детского сада», анкета для родителей «Давайте познакомимся», алгоритм прохождения адаптации.

Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. – 2011. - №9. – С. 67-69.

Потапова, Е. «Завтра приду опять!» // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10. – С. 63-67.

Адаптация детей в условиях детского сада компенсирующего вида.

Чухонцева, Л.В. В первый раз в детский сад // Игра и дети. – 2007. - №5. – С.10-11.

Какова роль родителей в успешной адаптации их малыша к детскому учреждению? Советы педагога.

Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.109-110.

Работа адаптационной группы.

Юрова, Л.А. Праздник на улице «Здравствуй, детский сад!» в рамках программы по адаптации детей в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – С. 15-18.

Три небольших сценария.

Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад [Электронный ресурс] // Центр развития ребенка Детский сад №14: [сайт] – Режим доступа: http://www.detsad14.ru/psychology/articles/adaptation.html

Баркан А.И. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] //Адалин: [сайт] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml

Берникова Н.Н. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html

Валиуллина Д.Р. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Сад Забава: [сайт] – Режим доступа: http://zabavasad.ru/dlya-roditelej/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/

Василькина, Ю. Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] // Мама и малыш. – 2007.- №9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/875

Ланцбург, М. Адаптация к детскому саду [Электронный ресурс] // mamapapa. ru. [сайт]. – Режим доступа: http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad.html

Митлина, М. Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку? [Электронный ресурс] // 7я.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?


Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • В яслях - 7-10 дней
  • В детском саду в 3 года - 2-3 недели
  • В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

    Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

    Если Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

    Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика. Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

    Игровая методика введения детей в условия детского сада 355

    Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, но остается актуальной в силу ряда причин.

    В о - п е р в ы х, несмотря на многочисленные исследования периода адаптации и рекомендации по облегчению ее протекания, наблюдения за детьми при поступлении в ДОУ демонстрируют, что проблема еще не решена.

    В о - в т о р ы х, не учитываются возрастные различия детей, поступающих в ДОУ. В литературе в большей степени обсуждается проблема адаптации детей раннего возраста, а адаптация старших детей практически не рассматривается.

    Все исследователи отмечают, что адаптация ребенка к ДОУ обычно протекает с массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях и во всех системах:

    • преобладают отрицательные эмоции, страх;
    • проявляется нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми;
    • утрачиваются навыки самообслуживания;
    • нарушается сон;
    • снижается аппетит;
    • регрессирует речь;
    • двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности [2; 5–9].
    • Последствиями стрессовой ситуации являются снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Общая подавленность ребенка приводит к снижению его познавательной активности и в результате получается, что адаптационный период (особенно затянувшийся) к ДОУ – период жизни ребенка, на протяжении которого он не реализует задачи развития, соответствующие возрасту, а, наоборот, регрессирует.

      Выделяют три степени адаптации:

      1. легкую (15–30 дней);
      2. среднюю (30–60 дней);
      3. тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

      По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Концом периода адаптации принято считать момент, когда регрессирующие функции восстановились [Там же].

      Главным обстоятельством, провоцирующим стресс у ребенка, является отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужим взрослым. До сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт.

      Следует также учесть, что у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется [1; 12]. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры у детей возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как следствие, далее проявляются яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

      Адаптационные возможности ребенка определяются особенностями появления у него разных форм социального поведения. Например, чем лучше ребенок умеет налаживать контакт с взрослыми и детьми, тем прогноз по адаптации положительнее. Важен и уровень развития игровых навыков, умение занять себя интересным делом, а также организовать игру вместе с другими детьми. Сформированность игровой деятельности позволит ребенку переключиться с эмоционально напряженного состояния на игру.

      Одним из условий, облегчающих адаптацию ребенка к ДОУ, является предоставление ребенку возможности общения не только с узким кругом близких родственников. В этом плане необходимо с раннего возраста расширять его представления об окружающем. Перегружать малыша, конечно, не следует, но и оказавшись в новой социальной обстановке, ребенок не должен получать сильный стресс. При благоприятных условиях воспитания в такой обстановке присутствуют ориентировочные реакции, отклик на новизну. Для этого, разумеется, необходимы нормальная эмоциональная привязанность и ощущение поддержки со стороны близких родственников.

      1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М. 2004.
      2. Давыдова О. И. Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М. 2006.
      3. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. 1999.
      4. Инхельдер Б. Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб. 2003.
      5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. М. 2006.
      6. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М. 2005.
      7. Печора К. Л. Пантюхина Г. В. Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. 2004.
      8. Райгородский Д. Я. Ребенок и семья. Самара; М. 2002.
      9. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М. 2006.
      10. Скиннер Р. Дж. Клииз. Семья и как в ней уцелеть. М. 1995.
      11. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. М. 2007.
      12. Смирнова Е. О. Авдеева Н. Н. Галигузова Л. Н. Дробинская А. О. Ермолова Т. В. Мещерякова С. Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М. 2004.
      13. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999.

      Источники: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-03-22-18-06-22/2012-08-28-12-42-23, http://www.edukids.ru/advices/1666, http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Ostrovskaya.shtml

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      Избранные статьи

      Ребенок 2 года 12 месяцев

      Вот и настал долгожданный далее...

      Поздравления с днем рождения ребенку 1 месяц

      Хотите подарить приятные эмоции? У далее...

      Гимнастика для маленьких детей видео

      Чтобы малыш рос физически крепким и далее...

      Навыки 5 месячного ребенка

      На пятом месяце жизни новорожденного, наступает момент далее...

      Пиратский день рождения для детей

      Практически все мы далее...

      Популярные статьи

      Интересно